Когда я была беременна, муж уехал на год на СВО. Ребенок был долгожданный. Вместе шесть лет, это второй брак. Каждый день общались по телефону по 30 минут, переписывались. Все было хорошо, но когда он вернулся домой, то стал раздражительным. Сказал, что жить одному лучше, и что не знает, любит ли меня. Понял это, когда вернулся.
Я одна была с двумя детьми — еще дочь от первого брака, девять лет. Иногда помогала моя мама. Он считает, что я ничего такого не делала и дома не идеальная чистота. И то, что моя мама приезжает в гости, тоже его раздражает. Я не знаю, как мне теперь вести себя с ним. Поговорили, обещал, что будет стараться сохранить отношения, но я не могу понять, как так можно разлюбить. Говорит, раздражаю его, а декрет — очень тяжелое время.
Анастасия, 38 лет
Здравствуйте, Анастасия! То, с чем вам пришлось столкнуться, называется проявлением посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Через это в разной степени проходят все семьи тех, кто возвращается с СВО, и вы описываете классические симптомы.
При ПТСР человек как будто постоянно возвращается в травмирующую ситуацию, находится в постоянном напряжении, видит кошмары, уходит от разговоров на тему пережитого, отстраняется от близких, становится раздражительным и даже агрессивным, не чувствует радости от того, что раньше приносило удовольствие, теряет смысл жизни, с трудом общается с людьми. Я понимаю, как это больно и обидно, и искренне вам сочувствую, но эта ситуация, в которой никто не виноват, но все пострадали.
Вам кажется, что муж вас разлюбил, но он просто сейчас не понимает, как ему жить, ему кажется, что без вас ему будет лучше. Когда мы ждем человека из зоны боевых действий, мы ждем его таким, каким он туда уходил. Но пока он там находится, его психика подвергается постоянному стрессу, ему приходится каждый день жить жизнь, очень не похожую на ту, к которой он привык. Все это оставляет свой след и к нам возвращается уже другой человек, которому нужно время, чтобы привыкнуть и почувствовать себя дома спокойно.
Вы так тяжело переживаете, потому что оцениваете его с позиции, что у него все хорошо и он может адекватно оценивать реальность и выражать свои чувства
И при таком подходе получается, что он видит все ваши старания, оценивает их как недостаточные, раздражается, делает о вас какие-то неприятные выводы и решает уйти. А на самом деле он ничего не видит, не оценивает, не делает выводы и не думает, а внутренне никак не может вернуться с войны и этот процесс может занимать месяцы.
Попробую объяснить на таком примере. Представьте, что муж всегда носил тяжелые сумки от двери подъезда до квартиры. Если он однажды откажется это делать, потому что ему это надоело и прямо скажет об этом, это будет больно, обидно и непонятно. Если же он сломал ногу и сам еле-еле доходит от подъезда до квартиры и от боли не может ничего внятного сказать, то, наверное, тут уже будут какие-то другие чувства. А он сейчас как раз такой, психологически переломанный, хотя и не сломленный.
К сожалению, сами мужчины редко готовы идти с этим к психологу, поэтому весь груз по их возвращению в мирную жизнь ложится на плечи семьи. Возьмите паузу в отношениях, поживите пока отдельно. Получите консультацию специалиста о том, как помочь мужчине справиться с проявлениями ПТСР, как разговаривать с ним на эту тему. Можно вступить в тематическое сообщество, где жены военных общаются и поддерживают друг друга, и там получить понимание и советы тех, кто столкнулся с такой же проблемой. Очень важно включиться в эту историю не в позиции эмоций, а с позиции разума, потому что только так можно будет принять верное решение.