Сыну шесть лет. Боится всего нового, в новом коллективе в саду, во дворе боится сделать что-то не так, не может постоять за себя, ждет, пока его позовут в игру. Общаясь с психологами, получила рекомендацию относиться к сыну безоценочно, не осуждая его. Якобы у него отсутствует базовое доверие к миру, и нужно только хвалить его. Но как хвалить, например, когда он плохо себя ведет? Если, например, сын грубит, а я одергиваю его, он снова начинает говорить: «Я плохой». Возможно ли восстановить его доверие к миру, помочь обрести уверенность в себе?
Светлана, 35 лет
К сожалению, я не могу прокомментировать гипотезу, выдвинутую психологами, к которым вы обращались. Очевидно, ваш сын не такой «быстрый», как другие дети, он может чувствовать себя некомфортно, неловко и, что самое важное, может осторожничать в новых ситуациях или с незнакомыми людьми. Возможно, когда он был совсем маленьким, другие люди (не близкие) обнимали его или брали на руки так, как ему было неудобно, и вашему сыну это не нравилось. У детей разные потребности во внимании, тактильном контакте, разная чуткость к запахам, голосу.
Сейчас ваш сын ждет, пока его позовут поиграть, какое-то время остается в стороне, наблюдая за тем, что делают другие, пока не почувствует себя достаточно комфортно, чтобы присоединиться к ним. Он просто более осторожен, чем другие, и нуждается в большем количестве времени и вашей поддержке. Ему сначала надо побыть наблюдателем, поучиться на примере других, прежде чем начать действовать. Так он приобретает социальные навыки, такой у него подход, темперамент. Он медлителен в этом, ему нужно время, чтобы успешно адаптироваться к новым ситуациям и людям.
Приходя с сыном на площадку, играйте с ним сначала отдельно, постепенно приближаясь к другим детям. Двигайтесь шаг за шагом, постепенно.
Пробуйте разные места: если одна площадка не подходит, идите на другую. Дети везде разные, а когда их слишком много, ваш сын может испытывать дополнительный стресс. Помогут игровые места в торговых центрах, где много звуков, света, движения, где можно ходить в носках или прикасаться к разным поверхностям и текстурам.
Определите, какое время лучше подходит для прогулок. Утром ваш ребенок может быть сонным, вечером — уставшим или голодным. Если ему будет максимально комфортно, это облегчит взаимодействие с другими.
Приглашайте детей домой. Придумывайте программу вместе с ребенком, чтобы он чувствовал, что контролирует происходящее. Это будет уменьшать его тревогу, и он быстрее начнет идти на контакт.
Не требуйте от сына, чтобы он был «как все». Он стеснительный, но это качество не должно перерасти в комплекс.