«Мой отец — социопат»

«Я его ненавижу, ненавижу каждой клеткой своего тела, — воскликнула Мари, вспоминая свое детство. — Но я не позволю этой ненависти оставаться во мне надолго, я не собираюсь давать ему власть надо мной». Уже много лет Мари не общалась со своим биологическим отцом, и вдруг он прислал ей на работу упаковку чая для похудения. Этим он словно говорил: «С праздником! Я за тобой наблюдаю. Тебе надо похудеть».

Он не в первый раз присылал дочери подобную посылку. Последние 30 лет они практически не общались, но периодически он высылал вырезку из газеты, статью или просто записку на тему похудения, любыми способами пытаясь дать ей понять, что она страдает от избыточного веса. Мари знала, что дело на самом деле было не в ее фигуре, он пытался любым способом разжечь в ней неуверенность, нелюбовь к себе и паранойю.

Посылки и письма почти всегда приходили вскоре после разговора отца с братом Мари, который общался с ним лишь изредка. Ей понадобились годы, чтобы осознать, какой урон нанес ее психике отец.

Социопаты хорошо умеют внедрять в наш разум своего рода «закладки», которые остаются незаметными много лет, при этом не давая нам полноценно функционировать. Если мы вовремя их не обнаружим, они могут нас буквально парализовать. Но в этот раз «подарок» отца не вызвал у Мари страха, напротив, он помог ей вспомнить обо всей его лжи, в которую она с годами перестала верить.

Первая ложь: ты заслуживаешь жестокого обращения

Мари отказывалась общаться с отцом по очень простой причине. Он был и оставался опасным человеком. Вскоре после того, как Мари исполнилось 18, он впервые за 4 года ей позвонил и сказал, что теперь, когда она стала взрослой, хочет наладить отношения. Она решила проверить его намерения и спросила, помнит ли он, как позволял себе рукоприкладство?

Однажды, когда брат Мари был еще совсем маленьким, отец ударил его об стену, чтобы он перестал плакать. Как-то раз он избил мать Мари так, что она едва могла ходить. Доставалось и самой Мари, когда она пыталась защищать маму или брата.

Сперва он пытался все отрицать. Но когда Мари стала настаивать, что прекрасно все помнит, он безо всякого раскаяния признал, что она права, заявив, что и дочь, и ее мать все это заслужили. Мари поняла, что с нее хватит и она не хочет иметь с отцом ничего общего.

Вторая ложь: твоя единственная ценность — в деньгах, которые можно за тебя получить

В 12 лет Мари присутствовала на заседании комиссии, там был ее родной отец, отчим, брат, судья, стенографистка и несколько юристов. Отчим хотел официально удочерить Мари и усыновить ее брата. Их биологический отец много лет не платил алименты, обещал навещать и обманывал, подарки если и дарил, то не вовремя (Мари получала подарок на день рождения в день рождения ее брата) и бесконечно лгал. И теперь наконец-то отчим мог подарить детям стабильность в семье, которой им так не хватало.

На вопрос судьи, хотят ли дети быть усыновленными, оба с энтузиазмом ответили «Да!». Их родной отец был заметно недоволен тем, что потерял возможность эмоциональной манипуляции, и сменил тему разговора на деньги, ясно дав понять, что не уйдет с пустыми руками.

«Мой отец — социопат»

Третья ложь: ты меня недостойна

Когда Мари и ее брат были еще совсем маленькими, их бабушка по отцовской линии часто приглашала их в гости. Визиты омрачались тем, что бабушка каждый раз начинала плакать и рассказывать детям, как папа их любит и скучает. Она дарила им подарки, уверяя, что они от отца, хотя было очевидно, что на самом деле она купила их сама.

Однажды, когда дети пришли в гости к бабушке, отец там тоже присутствовал. Бабушка была явно рада, что все собрались вместе. Видя, что дети испытывают явный дискомфорт, она стала настаивать, чтобы папа сказал, как сильно он их любит. Он выполнил ее просьбу, умело изобразив слезы, но тут же искоса бросил на Мари недобрый холодный взгляд, словно говоря «Я презираю тебя за то, что тебе что-то от меня нужно».

Четвертая ложь: твоя жизнь — в моих руках

Мари попала в больницу с синяком на левом глазу и переломом правой руки. Она качалась на качелях, увидела, что мама плачет, побежала ее утешать и неудачно упала на руку. Мама позвонила отцу, чтобы он отвез их в больницу. Отец был в ярости, что ему помешали (он как раз встречался с другой женщиной), и по дороге ругал мать Мари последними словами. Мари сидела на переднем сидении у мамы на коленях. Вдруг отец замахнулся, чтобы ударить маму, и Мари закрыла ее собой, удар пришелся ей по голове. Позже он пригрозил, что убьет ее, если она еще хоть раз попытается защитить маму.

Пятая ложь: ты никогда от меня не избавишься

Все посылки и послания, которые Мари получала от отца многие годы, напоминали ей об этой лжи. Он гордился тем, что всегда незримо присутствовал в ее жизни. Однажды, когда Мари была еще совсем маленькой, к ним домой пришел ее дядя, сразу спросив маму, готова ли она ехать. Мари сказали быстрее собираться, взяв только самое важное. Они уехали, и вскоре родители развелись.

Иногда Мари сама просила папу о встрече, но он обычно отказывался. В тех редких случаях, когда отец соглашался увидеться, он обычно говорил дочери: «Где бы ты ни была, я всегда тебя найду. Ты никогда от меня не избавишься». В его словах звучали не любовь и преданность, а явная угроза.

Эти 5 ложных идей оказали на Мари наибольшее разрушительное влияние (хотя лжи было гораздо больше). Мари была благодарна судьбе за то, что ее отец был социопатом, а не полноценным психопатом (человеком, органически неспособным к сочувствию). Однако ей трудно было найти людей, которые по-настоящему бы понимали, что ей пришлось пережить. И поэтому она решила заняться этой темой профессионально. С ложью лучше всего бороться с помощью света истины — помогая другим найти правильный путь.

Кристин Хаммонд

Об авторе

Кристин Хаммонд — психолог-консультант. Ее сайт.


Источник: pro.psychcentral.com