Мой младший брат, которому 4 года, гораздо капризнее других. Когда он выходит на улицу и видит детей с игрушками, ему хочется с ними поиграть. А если какой-нибудь ребенок ему не дает свою машинку или ведерко, брат начинает громко плакать, как будто его собственную игрушку забрали. И так всегда, когда что-то пошло не так, как он хотел. Родился он со стафилококком, своего рода аллергией, которая при неправильном питании вызывает зуд и сыпь на коже. Чем можно объяснить такое поведение? И что с этим делать?
Руслан, 17 лет
Руслан, у такого поведения могут быть три причины:
1. Физиологические особенности. Когда нам некомфортно (болит живот, сильный зуд, температура или ноет зуб), очень сложно быть спокойным, радостным и терпеливым. И так в организме есть определенный дискомфорт, и наличие дополнительных сложностей (кто-то не хочет давать нам то, что мы просим, берет наши вещи, мешает и прочее) его усиливает и делает непереносимым. И проявляется это обычно в поведении: мы раздражены, злимся, ворчим. Окружающим непросто в этот момент рядом с нами.
Так же ведет себя и ребенок. Только его возможности помочь себе и управлять своим поведением меньше, чем у взрослого, поэтому и проявления ярче и чаще (капризы, истерики, громкие крики и тому подобное). Если у ребенка есть аллергические проблемы, сложности с нервной системой и другие особенности — все это создает физиологические предпосылки для того, чтобы быть не очень довольным жизнью. Здесь могут помочь врачи по профилю, например аллерголог, невролог. Даже если у ребенка сейчас нет аллергии, его нервная система может быть истощена и нуждаться в медикаментозной поддержке.
2. Сложности во взаимопонимании с ребенком в том окружении, где он находится. Если ребенка часто ругают или критикуют родители, воспитатели в детском саду или другие люди (чаще всего взрослые), с которыми он проводит много времени, то это повышает уровень напряжения у ребенка и может проявляться нетерпимостью, капризами, сильным плачем.
Ребенку в такой ситуации не хватает поддержки и тепла, и он не может сказать об этом прямо, а демонстрирует это с помощью поведения. В таком случае полезно будет хвалить ребенка за то, что у него получается, например: «Здорово! У тебя получилось самому завязать шнурки». И также если что-то не выходит, не получается, не ругать, а давать поддержку и помогать, например: «Ты уже смог сделать узел, давай вместе добавим бантик и будет здорово».
3. Возбуждение превышает торможение в силу возраста и темперамента ребенка, и ему сложно справиться с этим возбуждением, что и проявляется в слезах. Это значит, что его желание очень-очень велико, и запрет означает, что он должен остановить это желание, да не может, не научился еще, и остановка сопровождается большим стрессом. Как автомобиль, который сильно разогнался и мчится по дороге с большой скоростью, не может остановиться в один миг.
Здесь может помочь методика «Быть в сфере желаемого». Если дать то, что ребенок хочет на данный момент, не представляется возможным, мы сначала сообщаем ребенку об этом, а потом беседуем с ним о том, как это могло бы быть, создаем ресурсное состояние, мечтаем вместе с ним. Например, если ребенок хочет мороженого, а сейчас ему нельзя, то мы сначала говорим ему: «Да, сейчас, к сожалению, мороженого тебе нельзя. А когда будет можно, ты какое мороженое хочешь? Какого цвета? Какого вкуса? А ты ел такое мороженое?» Также можно слепить или нарисовать желаемое.
Это как если взрослый человек не может себе купить какую-то дорогую вещь прямо сейчас, ему все равно приятно искать ее в интернете, беседовать о ней с друзьями. Эти три фактора могут существовать как вместе, так и по отдельности. Если данных рекомендаций недостаточно, для получения консультации вы можете обратиться к детскому психологу на прием.