Врач-психатр, психотерапевт

Читала в Сети какие-то недавние истории, в которых людей с психиатрическими диагнозами отправляли на принудительную госпитализацию. В голове сразу возникали воспоминания из книг и фильмов о советской «карательной психиатрии», где людей насильно отправляли в психушки и там держали в состоянии «овощей». Нечто вроде тюрьмы.

Как это работает сейчас? Не могут ли, например, так упечь в больницу нашу соседку, одинокую бабушку, ее неприятные племяннички, которые явно ждут наследства (квартиру), хотя она вполне в ясном уме? Переживаем за нее. В каких вообще ситуациях человека могут принудительно госпитализировать и что там с ним происходит?

Анна, 28 лет

Анна, принудительное лечение — это ни в коем случае не карательная медицина, так как человека стараются излечить, а не искалечить. Увы, раньше практиковались такие методы, как электрошоковая терапия или лоботомия. Эти процедуры просто превращали человека в «овощ», не исправляя его психическую патологию.

Принудительное психиатрическое лечение назначается судом после совершенного человеком уголовного правонарушения. Просто так на принудительное лечение попасть невозможно, судебно-психиатрическая экспертиза должна признать нарушителя невменяемым, либо преступник отправляется отбывать наказание за решеткой. Также не нужно путать это с недобровольной госпитализацией, которая осуществляется на основании закона о психиатрической помощи.

Если хотите понять разницу между принудительным и добровольным психиатрическим лечением, то самый верный способ — это прочитать «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи.

Самый известный случай принудительного лечения — это история каннибала Спесивцева, которого после жестоких убийств признали невменяемым и отправили на принудительное лечение, где он и находится по сегодняшний день.

Ошибок при назначении госпитализации быть не может, так как, кроме экспертизы, пациента на постоянной основе осматривает комиссия врачей-психиатров

В нашей стране есть ряд законов, который предотвращает аферы с квартирами людей, находящихся в специальных психиатрических учреждениях. Если человек находится на лечении, с его имуществом ничего нельзя сделать, тем более без его согласия (если пациент признан дееспособным). Поэтому насчет бабушек в психиатрических больницах — это самое большое заблуждение.

Выделить определенные диагнозы, с которыми люди попадают на принудительное лечение, невозможно, потому что все зависит от влияния психического расстройства на поведение человека. Мы можем взять острую шизофрению как частый пример болезни, с которой поступают буйные пациенты, но так же можно привести в пример аутизм или эпилепсию. У разных людей психика по-разному реагирует на болезни.

Есть тонкости, из-за которых нельзя просто взять и сдать кого-то в психиатрическую больницу

Как я упомянул ранее, принудительное лечение в психиатрической клинике — это крайняя мера, принимаемая при наличии веских причин или по решению суда. Принудительное лечение может быть назначено при серьезных психических расстройствах, когда состояние пациента представляет серьезную опасность для окружающих или для него самого.

В связи с этим для госпитализации в психиатрическую клинику, если таковая проводится без согласия пациента или его законных представителей, обязательно наличие решения врача-психиатра, подтверждающего основания для помещения, или судебное решение, при вынесении которого судья руководствовался заключением врача-психиатра.

Помещение человека на принудительное лечение без официальных оснований, без добровольного согласия самого пациента не работает. Даже пожилых родственников нельзя «сдать» в психиатрическую больницу без соответствующих документов.

Если человек в психозе, буйный, его поведение угрожает обществу, то прежде всего нужно вызывать не санитаров, а полицию, а дальше все по схеме

Нередко бывает, что пациент уходит в ремиссию и осознает, насколько болезнь видоизменяет его поведение и сознание.

Один из интересных случаев: мужчина был на принудительном лечении за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Был проведен полный курс терапии, наблюдение за ним и его поведением. После выписки пациент осознал, что употребление алкоголя, в его случае, ни к чему хорошему не приводит — из-за этого могут пострадать окружающие и он сам. Он с благодарностью выписался, посещает диспансер, принимает лекарства, периодически звонит и сообщает, что с ним все хорошо.