Логотерапевт, экзистенциальный аналитик, ЭОТ-терапевт

Я, кажется, с ранних лет любила болеть. Когда мне сочувствовали, боялись за меня. И чем опаснее была болезнь, тем больше она мне нравилась. Ведь тогда меня жалели, волновались за мою жизнь. А особенно меня, конечно, бесило, когда кто-то другой заболевал. Просто убивала зависть.

Все время фантазирую, что будет, когда на обследовании у меня найдут рак крови (или любой другой рак). Представляю реакцию окружающих, как они станут из-за меня лить слезы. Думаю, как буду лежать на койке в больнице, на последней стадии рака, с капельницами и канюлей в носу, меня будут навещать родители и рыдать при мне.

По ночам такие мысли не дают мне уснуть. Представляю, как меня везут на каталке в машине скорой помощи, как лежу в реанимации и по мне плачут все друзья и родственники. Или воображаю, как я сломаю ногу и буду ходить в гипсе и на костылях, в ортезе. А все будут волноваться и спрашивать: «Что случилось?»

Все время хочу найти у себя какую-нибудь болезнь и просто умираю от зависти к героям, когда читаю книги о неизлечимо больных, или когда узнаю, что кто-то сломал руку или ногу, а я нет! Это так у всех?

Майя, 15 лет

Дорогая Майя, не хочу вас разочаровывать, но да, в вашем возрастном периоде такие переживания случаются у многих. Здесь нет ничего предосудительного, здесь есть только о чем подумать вам самой. 

Обычно такие переживания встречаются у детей и подростков в семьях, где им мало уделяют внимания или они недостаточно популярны в кругу сверстников. Я понимаю, что здесь мало приятного, но ведь и в болезнях, помимо внимания окружающих, особо ничего приятного и нет. 

Вы же и сами отлично знаете, что окружающим есть еще чем заняться, кроме страданий по неизлечимо больным. И я, наверное, не открою вам секрет, сказав, что общение с тяжело больным или умирающим глубоко травмирует его здорового близкого, причиняет душевную боль и часто приводит к опасному переживанию — «вине выжившего».

Это чувство не дает наслаждаться жизнью, поскольку пересиливает мысль о том, что ты, в отличие от больного близкого, недостоин жить, а вот почему-то живешь, значит, по крайней мере, ты недостоин права на счастье. 

Я вам рекомендую почитать книгу Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти». В ней есть интересные отрывки о том, почему ожидание смерти и борьба с серьезной болезнью травматична не только для больного.

Близкие часто не выдерживают общения с больным и через какое-то время исчезают из его жизни, покидают его

Мне кажется, Майя, вы подспудно согласны на то, чтобы разорвать отношения с кем-то из тех, кто в ваших фантазиях оплакивает вас. Вы же понимаете, что в случае вашей болезни или смерти этот человек всегда сможет выйти из больничной палаты и оставить вас там наедине с бедой.

Близкие априори не будут стоять у вашей койки день изо дня и рыдать. Когда острое горе пройдет, они покинут вас. И вот вопрос: почему вам это нужно? 

Помните, Майя: несмотря ни на что, вы есть у себя, и этого никто не отменит. Важно, чтобы вы были ценны в первую очередь для себя. Сейчас и в будущем ваша самооценка напрямую зависит от того, нужны ли вы самой себе.

Не цепляйтесь за сиюминутную жалость. Там, где есть жалость, нет места уважению. Не жалейте себя и других, а постарайтесь выстроить уважительные отношения — сначала с самой собой, а потом и с окружающими.