Этот незначительный, на первый взгляд, эпизод достоин внимания и обсуждения, потому что связан с основными проблемами воспитания, и не только в раннем детстве.
Трехлетняя девочка начала «проявлять характер». Если что-то было не по ней, она демонстративно ложилась на пол посреди салона и отказывалась вставать, несмотря ни на какие уговоры и требования мамы и игнорируя угрозы наказания. При этом она даже не удосуживалась объяснить, чего именно добивается и чем недовольна, – догадывайтесь сами.
В детский сад она не ходила, мама не работала и все время проводила с ней и ощущала повышенную ответственность за все происходящее с дочкой. Столкнувшись с таким поведением девочки, она сначала ласково убеждала ее встать, пытаясь догадаться, что вызвало этот ее протест. Иногда ей это удавалось, но при этом нередко оказывалось, что выполнить желания дочки не было никакой возможности.
Мама начала паниковать. Она опасалась, и вполне обоснованно, что эта форма протеста и способ добиваться своего станет привычной формой поведения дочки, и не только с родителями. Но еще она боялась, что на холодном полу дочка простудится. От просьб и уговоров волнующаяся мама перешла к крику, угрозам наказания и самим наказаниям.
Мама впадала в отчаянье и порой выполняла неприемлемые, с ее точки зрения, требования дочки
Она лишала дочку обещанного: подарков, интересных поездок и прогулок. В конце концов прибегла к физическим наказаниям, которых старалась всячески избегать: несколько раз сильно нахлопала дочь по попе. Дочка оказалась стойкой, она плакала, но не вставала. Мама впадала в отчаянье и порой выполняла неприемлемые, с ее точки зрения, требования дочки и потом корила себя за это, что усиливало ощущение беспомощности.
Интересно, что дочка лежала на полу совершенно спокойно, не скандалила и почти не двигалась, только следила за мамой.
Отец работал допоздна, и к моменту его возвращения конфликт обычно прекращался. Либо дочка добивалась желаемого, либо засыпала прямо на полу и мама переносила ее в кровать, а после пробуждения начиналась уже другая жизнь и новые впечатления и занятия.
Мама вскользь рассказывала отцу об этих происшествиях, но не хотела его волновать и надеялась справиться сама. Но как-то в выходной отец стал свидетелем этой своеобразной игры в «дочки-матери» и решительно вмешался. Он попросил маму никак на поведение девочки не реагировать.
После этого он некоторое время походил по комнате, занимаясь своими делами и не обращая на дочь внимания, и для дочки это было совершенно непривычно – у нее с отцом были тесные отношения. Она приподняла голову и следила за отцом. Было видно, что она ждет какой-то реакции, хочет обратить на себя внимание, но прямо к отцу не обращалась.
Девочка убедилась, что ее поведение замечено, но не вызывает интереса
И тогда отец, в очередной раз проходя мимо, спокойно и как бы между прочим сказал ей: «Знаешь, ты здесь мне немного мешаешь». Он слегка передвинул ее, оставив на полу, и продолжил заниматься чем-то своим. Через несколько минут дочка встала сама, как ни в чем не бывало.
Что же произошло? Девочка убедилась, что ее поведение замечено, но не вызывает интереса. Все поведение мамы означало, напротив, что ее протест не просто замечен, но находится в центре внимания, и этого было достаточно, чтобы продолжать такое поведение.
Возможность влиять на маму составляло основной его смысл, кроме желания добиться своего, и перевешивала действие наказания. Когда отец вдруг начал ходить мимо, дочке вначале показалось, что он просто слишком занят своими делами и не замечает ее поведения, и она пыталась привлечь его внимание, но не открыто. Но когда он спокойно ее передвинул, она поняла, что замечена, просто папе ее поведение безразлично и оно потеряло смысл.
В поведении ребенка часто присутствует этот компонент – желание любой ценой быть в центре внимания, и не только для достижения какой-то конкретной цели, а чтобы быть главным. И если им это удается, это может закрепиться и стать потом основой демонстративного и асоциального поведения.
Лучший способ борьбы с этой тенденцией – если это действительно тенденция, а не случайный поступок – это продемонстрировать ребенку, что его поведение замечено, но не производит никакого впечатления.