Психолог, бизнес-тренер, психосоматолог

Работаем с коллегами втроем в фирме. Начальник раньше был с нами, теперь находится в другом городе. И у нас проблема с коллегой. Он нарушает правила, приходит тогда, когда ему удобно, работу выполняет, если у него есть время, настроение, вдохновение.

Из-за него другие сотрудники не могут выполнять свою работу, так как все взаимосвязаны. Недавно нас наказали штрафом, хотя вина за невыполнение обязанностей лежит именно на том коллеге. Начальник же разбираться в тонкостях и нюансах не хочет, ему важен результат. Увольнять этого товарища тоже не хочет, так как он ценен для него — у него обязанности, за которые никто другой не будет брать на себя ответственность.

Коллега пользуется этой привилегией. Знает, что даже если провинится, то ему просто пожурят пальчиком. Другие сотрудники страдают от происходящего, так как не могут выстроить свою работу: обязанности вроде бы распределены, но когда начальник недоволен, ему все равно, кто не выполнил свои и чужие обязательства.

Разговоры с начальством ни к чему не привели: он сказал, что это наша проблема — заставить коллегу работать, ему же нужен результат. В общем, скинул на нас свои обязанности. Разговор с коллегой тоже не помог. Последний давит на жалость или откровенно игнорирует претензии, сводит все к шуткам.

Он довольно харизматичный, привык решать проблемы и налаживать связи с помощью обаяния. У него есть другая работа, где он больше зарабатывает. Ему она важнее. Но и здесь он не хочет лишаться стабильного дохода.

Как выстроить взаимоотношения с этим коллегой? Пытались всеми способами: уделяли внимание, интересовались делами, чай, кофе приносили, делали комплименты, отмечали его ценность, важность и навыки… Но устали уже унижаться. Даже с таким подходом нет гарантии, что он будет выполнять свою работу. Ругались, пытались дружить, даже, простите, соблазнить и влюбить. Без толку. Мы в отчаянии.

При этом человек готов всегда прийти на помощь в ситуации, где надо кого-то срочно спасти. Где он будет выглядеть как герой-спасатель. Это его ненадолго заряжает — поднимает настроение и самооценку. И дает защиту от критики. У него хобби такое — спасательство.

Чужие эмоции для него не важны. Зато большое значение имеет статус, успешность и деньги. Он зависим от мнения других, но негативные чувства отключает и работает в режиме пофигиста. Такой нарцисс-пофигист, герой-спасатель.

Евгения, 35 лет

Евгения, суть вашего сообщения, если упростить: «Коллега должен, но не делает. Как повлиять, чтобы он начал делать». И здесь как раз кроется ваша с коллегами проблема. Слово «должен» подразумевает «так и никак иначе». А ведь практика вашего взаимодействия показывает, что в реальности это не так и так не будет.

В реальности ваш коллега ценен тем, что делает для начальника, и на остальное и ему, и начальству плевать. Это просто так. Не хорошо, не плохо. Это реальность. Учитывая реальность, мы можем понять, что перед вами стоит не проблема, а задача.

1. Если вы не собираетесь увольняться, а реально хотите наладить взаимоотношения:

  • Каждому из вас важна эта работа, раз вы с нее не уходите даже при таком поведении коллеги и начальника. Значит именно вам надо брать ответственность за ее выполнение;
  • Осознав, что реальность такова, распределите обязанности, которые ваш коллега не выполняет, между теми, кому они важны для эффективной работы;
  • Работайте без страданий и оглядки на того коллегу. Ведь уговаривая его и используя все те способы, вы только тратите силы и время. Гораздо эффективнее вложить их в дело, а не заставлять его делать по-вашему.

2. Если вас не устраивает то, как ведут себя начальник и коллега, а разговоры ничего не меняют, то пора уходить.

Соответственно, перед вами стоит конструктивная задача поиска работы — той, где будут соблюдаться правила и ваши границы. Где все будет хорошо и эффективно. Подумайте о себе и своей жизни, принимая это решение. Вы пишете, что у вашего коллеги хобби — спасательство. Но сами сейчас этим спасательством занимаетесь. Всего вам доброго.