Когда меня что-то злит или обижает, я пытаюсь решить проблему, поговорить с человеком. И все равно я часто начинаю плакать, иногда по пустякам. И при этом не могу остановиться, могу плакать несколько часов или дней: на работе или дома — не важно. Слезы — это нормально, но явно не в моем случае. Я понимаю, что просто злюсь, чувствую беспомощность, растерянность.
Понимаю, что слезами не поможешь, и хочу научиться справляться по-другому, но как только начинаю плакать, уже не могу остановиться. Пробовала записывать свои мысли, гулять, отвлекаться на другую деятельность. Иногда помогает, если любимый человек сразу утешит, но нынешний партнер на слезы не реагирует, даже если он их причина. Начинает игнорировать или злиться. Я от этого рыдаю еще сильней.
Просто саму уже раздражают постоянные слезы, потеря времени и аппетита из-за них. Я такая была всегда. Помогите, пожалуйста.
Анна, 33 года
Здравствуйте, Анна. Плаксивость может быть вызвана как физиологическими, так и психологическими причинами. Если эта проблема была всегда, стоит обратиться к неврологу и эндокринологу, чтобы исключить физиологию.
Что касается психологии, то, похоже, имеет место устойчивый паттерн поведения. Когда-то почему-то он сформировался, для чего-то был нужен. Возможно, только так вы могли получить желаемое.
Если сейчас вы понимаете нежелательность такого явления, но ничего не можете с ним сделать, то можно предположить, что:
привычка настолько закрепилась, что идет по накатанной, как ток идет по пути наименьшего сопротивления. В таком случае можно работать с проблемой, как со всеми привычками, — усилием воли, заменой на более здоровую (захотелось плакать — нужно пойти сделать 20 приседаний);
у такого поведения есть не только минусы, но и плюсы, бонусы. Психоаналитик Зигмунд Фрейд называл это вторичной выгодой. Это дополнительные преимущества, которые человек извлекает из возникшей неприятности.
Каковы могут быть плюсы публичного плача? Слезы превратились в коммуникативный сигнал, который сообщает другим, что мы уязвимы и нуждаемся в содействии. Слезы сигнализируют о том, что нам нужна помощь, и помогают укрепить связи с другими людьми. В целом плач вызывает положительную реакцию у окружающих, они стараются проявить сочувствие к плачущим.
Таким образом, посредством плача можно получить внимание и заботу от близких, также плач может давать возможность уйти от неприятной ситуации или проблемы, снять с себя ряд функций, которые не хочется или сложно выполнять. Насколько это про вас? Готовы ли вы отказаться от этих выгод?
Вы описываете состояние жертвы — беспомощность и жалость к себе. В мифологии есть сюжет передачи другому человеку силы при помощи слез, и обратная сторона этого — потеря энергии из-за этого процесса. И в этом, возможно, скрывается одна из причин запрета на мужские слезы. Можно предположить, что это же является основанием для обычая закрывать лицо руками при плаче. Тем самым плачущий стремится не дать возможность слезам пролиться, оставить их (а следовательно, и силу) при себе.
Ребенок плачет, призывая родителей, чтобы они пришли и решили его проблему. Но парень не родитель, поэтому и раздражается от ваших слез
Вы говорите, что плачете чаще всего от злости (обида — тоже агрессия, но которую нельзя проявлять). А злость — это энергия, предназначенная для решения проблемы. Получается, вы ее направляете не на решение проблемы, а на слезы.
Отказываясь от своей силы, мы добровольно сужаем границы своих возможностей. Мы реагируем на внешние вызовы детским поведением: не получается любить себя — жду, что меня полюбят, не верю в себя — жду похвалы от окружающих. Но важно не считать ту беспомощость, что вы чувствуете, истиной и окончательным вариантом своего существования.
Учитесь отслеживать себя в роли жертвы. Спрашивайте себя: а что вместо этого? Чего мне не хватает? Что я сама могу сделать? Как сама могу удовлетворить свои потребности? Если пока не получается делать это самостоятельно (это действительно непросто) — можно пойти к психологу.