Мои прародительницы рожали в поле и в лучшем случае могли рассчитывать на помощь бабки-повитухи и прочих мамок-нянек. Мужья присутствовали в жизни детей номинально и в основном в роли наблюдателя: дать подзатыльник, повоспитывать, напомнить про обязанности. Отец — это не про сантименты.
Но я современная женщина: много ездила по миру, работала за границей и, конечно, выбирала мужа без патриархальных замашек. Мне было важно, чтобы отношения были партнерскими и мы могли друг другу доверять. Такого человека я встретила, когда работала в Испании, и он француз.
Первый ребенок
Я знала, что европейцы более продвинуты в вопросах равноправия, и успела убедиться в этом в первые годы брака. Однако то, как мой муж вел себя во время беременности, родов и первых недель жизни нашего первенца, стало для меня приятной неожиданностью.
Сын был первым и долгожданным ребенком для нас обоих, опыт родительский у нас был нулевой, поэтому мы хотели все делать вместе. Присутствие мужа на родах даже не обсуждалось. Они были непростые и длились 18 часов. В последние минуты перед рождением сына рядом находились 8 специалистов — казалось, весь персонал клиники собрался у меня в палате.
Но если бы я не чувствовала поддержки мужа, стоявшего в моем изголовье, я, думаю, что не справилась бы и, возможно, роды закончились бы кесаревым сечением. В итоге мы все преодолели, и я получила диплом за самого крупного ребенка, рожденного естественным путем в стенах клиники. Не шутка ведь: 5 кг и 63 см. Муж потом смеялся, что сын родился такой большой, что сразу после рождения пожал руку доктору и сказал ему «спасибо».
Папа — это не просто мужчина, который живет рядом, а пример и опора для детей
Муж был с нами в роддоме три дня: мыл, одевал и укачивал сына. Я до сих пор вспоминаю его ритуальные танцы и подпрыгивания от резкого запаха при смене первого памперса и иногда рассказываю и показываю детям под общий смех, как это выглядело.
Для него стать папой значило взять на себя ответственность за нас с сыном, и не только материально обеспечивать, но и помогать физически и психологически. Ведь папа — это не просто мужчина, который живет рядом, а пример и опора для детей, которые всегда считывают отношение мужа к жене.
После возвращения домой он все так же помогал и днем, и ночью. За первую неделю я ни разу не поменяла памперсы ребенку и, когда он вышел на работу, с удивлением обнаружила, что не знаю, как это делать.
В это время мы жили в Киеве, но так как компания была испанской и муж был экспатом, он смог взять двухнедельный отпуск по уходу за ребенком, который с 2007 года по испанским законам полагался отцам. А с 2021 года его продлили до 16 недель. И хоть через четыре дня он уже рвался на работу, возможность проникнуться первыми днями родительства вместе была бесценна.
Помню, его местная начальница тогда очень возмущалась, что это за ерунда такая, отпуск для отцов: «Это же привилегия женщин!»
Последующие роды
Во время вторых родов, тоже длившихся 18 часов, он снова был рядом и много помогал с сыном, которому на тот момент было всего 2 года. Но возмущался, что в Швейцарии не дают ни одного дня по уходу за ребенком для пап. Хотя, казалось бы, прогрессивная страна, где базируется самая известная в мире организация по правам человека — ООН.
Позже в Швейцарии мужчинам разрешили брать небольшой двухнедельный «декрет», но муж не смог воспользоваться этим подарком, потому что новые правила ввели с 1 января 2021 года, а третий ребенок у нас родился в ноябре 2020 года. Правда, вынужденный отпуск ему все равно дали, потому что за 5 дней до родов мне диагностировали ковид. Вся семья была на карантине 2 недели, и все это время муж заботился о нас.
Думаю, все трое родов, несмотря на осложнения, прошли благополучно не только благодаря профессионализму врачей, но и из-за поддержки мужа. То, как он успокаивал меня во время панических атак и подбадривал, когда силы были на исходе, было для него настолько естественным, что я влюбилась в него еще сильнее. Он не чувствовал, что совершает что-то сверхъестественное, не ощущал себя героем. Он просто осознавал себя отцом, а отец не может поступать иначе.
Декретные отпуска связывают супругов намного крепче, чем свадебные путешествия
После возвращения домой он продолжил участвовать в «детском вопросе» наравне со мной. Понимая, что новорожденный требует с моей стороны большего внимания, старался заниматься со старшими детьми, чтобы они не чувствовали себя обделенными и не ревновали к малышу. А то, что муж не расчесывал среднюю дочку 4 дня, пока они ждали моего возвращения из роддома, будет вспоминаться и рассказываться за семейным столом как веселая байка на протяжении многих лет.
Декретные отпуска связывают супругов намного крепче, чем свадебные путешествия: именно в это время, когда мы наиболее уязвимы, мы учимся доверять, заботиться друг о друге и формируем прочную связь, основанную на принятии, поддержке и уважении.
Во многих европейских странах существуют оплачиваемые отпуска для пап, в Словакии это 28 недель. На фоне падения рождаемости многие следуют их примеру и начинают пересматривать политику декретных отпусков, чтобы помочь молодым родителям в этот непростой период. Например, во Франции с июля 2021 года у отцов увеличивается количество декретных дней с 14 до 28.
Россию не обходят стороной веяния современного мира: все больше и больше пап присутствуют на родах и заботятся о жене и младенце. Некоторые мужчины даже оформляют отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, но чаще это происходит в том случае, если жена зарабатывает больше и хочет выйти на работу.
Хотя для семейного бюджета несколько недель отпускных по уходу за ребенком с полным сохранением заработной платы для мужчин были бы очень большой поддержкой. Будем надеяться, что и в России введут такой закон.
Об авторе
Оксана Мальцева — сертифицированный коуч СTI (Испания, США), член ассоциации ICF. Ее блог.