Этим летом детский отдых для многих оказался под вопросом. Границы закрыты, и даже внутри страны далеко не все лагеря будут принимать маленьких гостей. Часть родителей потеряла работу, а бабушка в деревне есть не у всех.
Мы попросили наших читателей поделиться воспоминаниями о том, как они проводили лето в городе. Для кого-то эти месяцы были полны одиночества, кому-то хотелось, чтобы июнь, июль и август длились вечно…
Ольга: «Я помню начало июня, когда еще никуда не надо ехать. Бабушка делает мне гречневую кашу с молоком и сахаром. По утрам прохладно. Приезжает поливальная машина, потом молочник. Он садится в середине двора, на фундамент сгоревшей сцены, и кричит громко: «Молоко! Молоко!» Воздух пахнет свежей мокрой травой …»
Анна: «Мое детство прошло в маленьком военном городке на севере. Пионербол и казаки-разбойники домами — одно из лучших летних воспоминаний. В июне, как правило, мы еще не разъезжались, и это был один из самых классных месяцев».
Ольга: «Город моего детства стоит на море, поэтому лето в нем было прекрасным. Мы жили на краю города: с одной стороны порт, с другой — пляжи, с третьей — сопки. Я вставала рано, шла на ближайшую сопку за цветами. Потом — купаться: до пляжа пешком 7 минут. К обеду возвращалась, потом опять уходила купаться. Мама работала, дома никого не было, можно было бесконечно ходить туда-сюда. Вечером шла в гости к подружке или гулять с компанией вокруг профилактория... У нас никто никуда не разъезжался. Ехать на море от моря — такое никому в голову не приходило».
Семен: «Я рос в маленьком городке в Крыму, поэтому никуда уезжать и не надо было. Рядом — мелководное теплое море, можно купаться, ловить креветок и бычков. В пресном водохранилище искать раков, надев маску. До дачи — 15 минут пешком от квартиры, а там клубника, черешня, вишня, персики. Все лето играем в палки-банки, пробки, пионербол, «московские» прятки. Если по телевизору показали «Робин Гуда» — две недели мастерим луки и стрелы, если «Мушкетеров» — объявляем месяц шпаг из длинных стеблей кустарника, если военный фильм — пистолеты и «трофейные шмайсеры» из штакетника…»
Елизавета: «Мы жили в июне у бабушки и дедушки в другом, более старом районе Москвы. Там был совершенно другой мир: во дворах играли в «казаки-разбойники», «штандер», «ножички». В нашем родном, новом спальном районе таких развлечений не знали. Мы ходили на карусели в Луна-парк, я там как-то кольцо выиграла. А еще помню рынок, где мы покупали черешню и клубнику, и дворик грузинского кафе, где был вольер с курами».
Юлия: «Городское лето в детстве — это боль. Хроническая — та, к которой быстро привыкаешь. Оно пахло теплой дворовой пылью и вынужденным одиночеством: все разъезжались, в основном по деревням и дачам. А у нас ни того, ни другого не было.
Примерно 2 месяца я была предоставлена самой себе. Слонялась по двору, окруженному многоэтажками. Кидала в стенку резиновый мячик и прыгала через него; качалась на качелях, но, оказывается, это совсем не так весело, когда за тобой не выстраивается очередь и не начинает тебе шумно завидовать; рисовала на песке.
Иногда приезжал кто-то новенький — неделю-две погостить у бабушки — и выходил погулять. Какое это было счастье! Тут же обменивались телефонами и договаривались встретиться завтра…»
Ольга: «В Волгоград поесть витаминчиков присылали детей со всего Советского союза, и наш двор разбухал до невозможности. Костяк активных бабушек организовывал с нами, детьми, субботники, концерты и спектакли. Напротив нашего подъезда стоял стол, где дедули рубились вечерами в домино. Домино лежало там же, в ящике, поэтому днем мы могли его брать.
В обязательной программе — драки с соседними дворами вениками из лебеды. Они продумывались и стратегически прорабатывались, новые сражения всегда учитывали опыт предыдущих. Поливались водой из брызгалок, бегали на Волгу. Еще у нас рядом с домом была казарма стройбата (сейчас на ее месте элитный дом), у солдат можно было стрельнуть двухкопеечных монет и баловаться в таксофоне-автомате».
Как говорить с ребенком об отмене планов на лето
Взрослые подчас воспринимают невозможность отправить ребенка на отдых как настоящую трагедию. Ведь мы уверены: летом детям нужно обязательно уезжать из города — набираться сил на морском берегу, бегать по полям, начинать утро с разминки с отрядом. Возможно, поэтому мы так сильно переживаем из-за нынешних обстоятельств, мешающих нам воплотить в жизнь наши планы.
«Существует стереотип, что лето для ребенка — это обязательно море, лагерь, дальние страны, — говорит детский и семейный психолог, гештальт-терапевт Анна Безингер. — Не последнюю роль в этом играет и наш взрослый опыт. Ведь нам самим, чтобы по-настоящему отдохнуть, лучше всего и правда уехать…»
Идея про «плохих» и «хороших» родителей тоже влияет на наши переживания, считает эксперт. Мамы и папы стараются выполнить программу-максимум, исходя из собственных представлений о том, что должен делать взрослый для ребенка. Подчас эти требования к себе сильно завышены, а в ситуации кризиса попросту невыполнимы.
«Попробуйте убедить себя, что это не конец света, напоминайте себе, что вы не «самый ужасный родитель». Ведь вы точно не виноваты в том, что пандемия так повлияла на вашу жизнь», — напоминает эксперт.
Но действительно ли лето в городе — это безусловная трагедия для детей? Возможно, они грустят из-за отменившихся поездок не так сильно, как мы думаем?
«Это зависит как от личных особенностей ребенка, так и от отношения взрослых к происходящему, — подчеркивает Анна Безингер. — Если родитель сильно переживает, то и ребенок будет уверен, что что-то не так. Но дети многое воспринимают как должное, особенно маленькие. А подростки иногда и сами не хотят уезжать, потому что их друзья остаются в городе».
Если же дети тревожатся из-за происходящего, обсудите с ними летние планы, которые вы строили вместе.
«Погрустите о том, что не удалось их реализовать, и попробуйте придумать им достойную замену, — советует эксперт. — Спросите ребенка: что ему самому нравится делать в городе? Что будут делать его друзья? Предложите детям скооперироваться с приятелями: вместе им будет проще найти интересные занятия».
Не стоит забывать, что лето в городе может многое подарить младшему поколению. У детей есть шанс по-новому взглянуть на знакомую окружающую среду или завести знакомства, которые не состоялись бы в прежних условиях.
«Это интересный новый опыт, — уверена Анна Безингер. — Непривычное лето позволит и нам, и детям убедиться: даже если не удалось реализовать план, который казался хорошим, все равно можно отлично провести время. Некоторым ребятам эта ситуация позволит больше времени провести с родителями. Пообщаться вдоволь с друзьями, которые тоже остались в городе, встретить новых товарищей — и вместе придумать хороший план на лето».
Пусть и не на морском берегу, а в собственном дворе.
Об эксперте
Анна Безингер — семейный и детский психолог, гештальт-терапевт. Подробнее читайте на ее странице.