Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Работала в государственных учебных заведениях, участвовала в проектах помощи детям-сиротам, преподавала в вузах, с 2016 года основной фокус - индивидуальное консультирование, в частности, работа с людьми, пережившими насилие. Любимые методы: МАК, гештальт
Я в ужасно сложном положении, как мне кажется. И я не знаю, что мне делать. Я живу с тетей и мамой. И муж тети, с которым они не живут вместе (не знаю, почему, они в хороших отношениях, у них есть дети) постоянно приезжает к нам. Он знает меня еще с раннего возраста. И последние несколько месяцев он стал вести себя по другому. Началось все с того что он начал трогать мою грудь, когда никого рядом не было, потом прижимал меня к себе, спрашивал, есть ли у меня парень, целовалась ли я с ним, и прочее. Не буду все описывать, думаю и так понятно.
Я ничего ему не говорила, так как даже не знала, что сказать, мне было дико стыдно. Хотела рассказать маме, но мне было страшно, так как мы никогда не говорили с ней на такие темы, и мы не особо близки. А сегодня он зашел ко мне в комнату и начал трогать мою грудь, залез ко мне в трусы, спрашивал, приятно ли мне, а потом поцеловал в губы. Сказал, что хочет помочь мне стать опытнее и чтобы я приехала к нему домой, где никто не мешает. Я безумно боюсь того, что будет дальше, и не знаю, что делать. Как рассказать маме или тете? Или что вообще делать? Потому что для меня это совершенно непонятная ситуация.
Софа, 18 лет
Софа, описываемое вами поведение дяди — насилие. И, как в любом насилии, в нем нет ничего про заботу о вас, что бы он ни говорил. Это всего лишь намерение дяди переложить на вас часть ответственности за свое мерзкое поведение, неудачная попытка «прикрыть тылы». Если бы это была забота, то почему он не делал все это при маме и тете? Так что, очевидно, он понимает, что ведет себя недопустимым образом.
Вся ответственность полностью на нем, вы вправе искать помощь и поддержку у окружающих.
Вы ни в чем не виноваты. Вы в беде и нуждаетесь в защите, а попытки дяди узнать, приятно ли вам, и его слова про помощь — ложь
Насилие происходит со стороны более сильных и обладающих властью по отношению к слабым и уязвимым. В вашей ситуации вполне нормально чувствовать стыд (посторонний человек вторгается в ваши интимные зоны тела) и страх (вообще-то он, скорее всего, видит ваш страх и его это не останавливает).
Стыд и страх — два чувства, изолирующие нас от мира. Под их воздействием нам кажется, что мы одиноки, что звать на помощь бесполезно. Эти чувства могут быть настолько сильными, что мы как будто замираем, не в силах пошевелиться. Так работает стресс-реакция: не сопротивляйся хищнику, если ты маленькая птичка, авось, наиграется и выплюнет. Мы так устроены, но, увы, именно эта реакция на руку насильнику, так как он обретает еще больше власти. А власть — это то, чем питается насилие.
Но эти два чувства — не все, что с вами происходит. Ведь вы нашли в себе силы написать сюда, вы ищете способ поговорить с близкими.
Значит, внутри вас есть готовность бороться за себя. И это прекрасно!
Вы спрашиваете о том, как рассказать маме и тете. Это важный вопрос, ведь если отношения не слишком доверительные, сложно говорить про личные интимные моменты, да еще и связанные со страхом и стыдом. Вы очень откровенны в тексте своего письма. Я думаю, это не единственный способ говорить про насилие.
Есть несколько моментов, которые можно учесть в этом разговоре:
привлечь мамино внимание, обозначив, что есть важный разговор, найти время, чтобы вас никто не побеспокоил;
попросить маму, чтобы она внимательно вас выслушала, не перебивая, — можно сказать, что этот разговор для вас сложен и вы долго к нему готовились;
обозначить ключевые моменты и ваши чувства;
сфокусироваться в разговоре не на деталях происходившего (вам не нужно маму ни в чем убеждать, и не в чем оправдываться), но на просьбе обеспечить вам безопасность;
ваша задача — просить защиту от контактов с дядей, а как именно мама будет это делать — дело ее.
Помимо разговора с мамой вы можете обратиться в фонды помощи жертвам насилия. И помните, что вы вправе сказать «нет» и звать на помощь!