Работаю на нынешнем месте 10 месяцев, с некоторыми коллегами сложились очень хорошие отношения. Но, как и везде, случаются конфликты. Проблема в том, что я воспринимаю любую критику, споры и ссоры на работе очень близко к сердцу и тяжело это переношу. Я понимаю, что, если перейду в другую фирму, ничего не изменится, ведь все дело в том, как я воспринимаю ситуацию. Пожалуйста, посоветуйте, как оставаться хладнокровной. Считать до десяти и глубоко дышать не помогает...
Эллина, 27 лет
Эллина, похоже, вы очень чувствительный человек и любую критику со стороны окружающих воспринимаете очень лично и буквально. Я согласна с вами, что в другом коллективе вряд ли что-то изменится. Хорошо, что вы понимаете: ситуация зависит от вашего отношения к ней.
Вот что я бы порекомендовала вам, чтобы легче справляться с сильными чувствами на работе.
1. Рассматривайте каждый конкретный случай критики отдельно от других. Например, если вас покритиковали за то, что вы что-то не сделали вовремя, вы можете согласиться с этим и сделать выводы. И не обязательно портить себе из-за этого настроение на весь оставшийся день. А если в коллективе происходит ссора, попробуйте понять, в чем ее причина, могли ли вы как-то ее предотвратить или же есть люди, которые инициируют конфликты, и вы ничего не можете с этим сделать.
2. Подумайте, какие именно ситуации выбивают вас из колеи: например, когда вас в чем-то обвиняют, вы начинаете слишком сильно включаться в происходящее и нервничать.
3. Такие сильные реакции, конечно, не могут быть не связаны с детством. Возможно, ситуации на работе напоминают вам очень личные моменты из вашего прошлого, настолько сильно эмоционально заряженные, что вы не в силах отделить их от того, что происходит сейчас. Если представить себе девочку, которую отец обвинял в том, что она все делает плохо, вряд ли она сможет спокойно реагировать на замечания начальника о том, что в отчете нужны поправки.
Если настолько эмоционально на все реагировать, не хватит времени ни на личную жизнь, ни на работу как таковую
Попробуйте подумать об этих ситуациях и людях на работе как о чем-то, не связанном с предыдущими травмирующими ситуациями. Это просто похожие случаи, но они другие, и уже никто не хочет так сильно вас обидеть или оскорбить, и вы не обязаны тратить на происходящее столько сил и внимания.
4. Во время ссор и выяснения отношений на работе попробуйте использовать так называемые «Я-высказывания». Например, если вас перебивают, вы можете сказать не «почему вы все время меня перебиваете», а «мне трудно говорить, когда кто-то еще разговаривает параллельно со мной».
5. Варианты со счетом до десяти и глубоким дыханием тоже хороши.
Смысл этих методик в том, чтобы у вас образовалась пауза между тем, как вы стремитесь отреагировать, и самой реакцией. И, вероятнее всего, после паузы ваша реакция будет более обдуманной.
Некоторое хладнокровие в работе, конечно, не помешает. Ведь если настолько эмоционально на все реагировать, то не хватит времени ни на личную жизнь, где эмоций может быть намного больше, ни на работу как таковую, поскольку такие реакции сильно истощают. А в жизни есть много всего интересного и увлекательного помимо работы. И я желаю вам найти силы справляться с сильными эмоциями.