Обе мои дочери живут в другом городе. Старшая звонит раз в неделю. Всегда недовольна, может бросить трубку, не попрощавшись. Другая вообще не звонит. Они нас с отцом не любят. Приезжают из чувства приличия на дни рождения, а без повода вообще не навещают никогда. Все время предъявляют претензии, что мы им много чего недодали. Квартирами не обеспечили, машинами...
Но мы их выучили, всегда помогали, чем могли. Но они ничего не ценят, только упрекают, припоминают какие-то старые обиды. То я их в детстве отлупила ни за что, то не хвалю, в общем, собирают все в кучу. Меня моя мама веником гоняла, и мне ни разу в жизни не пришло в голову ее за это упрекнуть!
Я обижаюсь на них за черствость. Принимаю подарки с тяжелым сердцем, ловлю себя на мысли, что дочери в глубине души скорее хотели бы потратить деньги на свою семью, нежели на нелюбимую мать.
Отец их, мой муж, болеет, я тоже, но им не жалуюсь. Не вижу смысла. Если дочь когда-то давала мне деньги на лечение, то я возвращала долг до копеечки. У них своя жизнь. Мы не были плохими родителями, всегда для них старались: лучшее питание, все необходимое, одежда, обувь, развлечения, поездки к морю, забота. Одежду, бывало, купишь, а дочь даже мерить не хочет, бросит куда-нибудь на полку и забудет.
Мои дети помнят только плохое, даже то плохое, чего вообще никогда не было. Отсюда вполне логичная, на их взгляд, нелюбовь к родителям. Мне очень грустно по этому поводу, но я не навязываюсь. Хочется только избавиться от чувства обиды. Оно мешает жить дальше.
Лидия, 55 лет
Лидия, дети часто сопротивляются нашим ожиданиям и нашим требованиям. Возможно, у вас получится посмотреть на ситуацию иначе и увидеть в ней не только минусы, но и плюсы. Ведь в каждом человеке есть что-то хорошее. Ваши дети выросли самостоятельными и не нуждаются в поддержке, финансово не зависят от вас — это уже повод для радости, свидетельство взросления и способности принять ответственность за свою жизнь. Вы называете это нелюбовью?
Возможно, ваши ожидания не совпали с тем отношением, которое есть, а может быть, трудно увидеть хорошее: мешает обида. Вы пишете: «Принимаю подарки с тяжелым сердцем» — значит, есть подарки; «Дочь когда-то давала мне деньги на лечение» — значит, у вас есть поддержка. Возможно, вы требуете слишком многого, вам действительно больно и обидно, не хватает любви. Но обида эта и чувства тянутся, скорее всего, из детской истории о несправедливом наказании: «Меня моя мама веником гоняла, мне ни разу в жизни не пришло в голову ее за это упрекнуть!»
Если для вас невозможно упрекнуть маму (а это действительно может быть «запрещенным чувством» в вашей психике), то уж на детей можно выплеснуть обиду сполна и ожидать от них и заботы, и отказа от своей семьи, и финансовой поддержки. Так уж устроена наша психика, что чувства могут смещаться с одного объекта на другой, и сознание найдет сто причин объяснить это рационально.
Есть простые правила реагирования, когда бьют. Это больно, обидно, унизительно. Даже если это мама. Я бы даже сказала, особенно, если это мама — человек, от которого так необходимы поддержка, любовь и принятие.
Осознание своих чувств — довольно болезненный процесс, но необходимый для движения навстречу близким нам людям, да и себе, совершающей ошибки, ранимой, требующей, любящей, живой и неидеальной. Принимая себя, мы учимся принимать и других такими, какие они есть, с их собственными выборами, правилами и границами в отношениях.