alt
Фото
Getty Images

Веб-камера помогает нам в разлуке сохранять максимальную близость: мы видим друг друга, слышим родной голос, воспринимаем привычные жесты. Мы остаемся в курсе дел дорогого человека, можем увидеть, как он проводит время, можем обсудить новости и поддержать друг друга. Но у видеокоммуникации есть свои ограничения и свои правила. Клинический психолог и детский психотерапевт Светлана Покровская подсказывает родителям, как стоит общаться с детьми на расстоянии, не нанося серьезного урона эмоциональной связи.

Научите себя и детей выражать чувства словами

Многим из нас трудно облекать эмоции в слова. У психологов есть даже понятие «алекситимия», обозначающее состояние, когда человек не может назвать и передать свои чувства, испытывает сложности в доступе к переживанию и выражению эмоций. В непосредственном контакте мы можем что-то крикнуть, кинуть, выразить эмоции жестом, мимикой и получить реакцию в ответ. Когда нас разделяют километры, чувства передать куда сложнее. И ребенку в этом нужно помочь. Опирайтесь на знакомые ему чувства: «Я сейчас сержусь так же, как ты, когда у тебя сломалась игрушка». Называйте чувства словами, чтобы ребенок мог услышать, соотнести понятия и запомнить. Недостаточно просто сказать «Ты молодец», скажите, что радуетесь так же сильно, как он, когда обогнал Петю на велосипеде. Заведите секретные фразы и слова, понятные только вам двоим. Приводите сыну (дочери) в пример ситуации и поведение героев любимых сказок: «Помнишь, мы с тобой еще давно говорили, что иногда можно вести себя как косолапый мишка?» И пусть никто не понимает, о чем вы договорились, но если прибегать к образному мышлению ребенка и обращаться к его эмоциям, через некоторое время вы забудете, что такое в который раз читать нотацию и рассказывать, как ребенок не прав. Делайте тайну из личного общения и формируйте контекст, понятный только вам и вашему малышу. Тайна – это и есть эмоция.

Выключите телеграф

«Привет, что ел?», Что делал?» – даже в личном общении родители нередко подвергают детей «допросу», создавая тем самым иллюзию контроля над ними. Дети же этим допросам всячески сопротивляются, но не потому, что скрывают что-то, а потому что им не интересно говорить про котлеты и супы или описывать порядок совершенных за день передвижений.

Если не подавлять ребенка, он сам начнет рассказывать про интересные моменты, и задача родителя – поддержать его инициативу. Не наблюдая ребенка ежедневно, вы должны задавать тон беседы – говорить о чем-то увлекательном, давать ему высказаться и позволить болтать о том, о чем ему хочется. Ваш сын (дочь) моментально считает ваши положительные эмоции и добрый настрой и поддержит беседу.

Дружите

В родителях, общающихся с детьми через Skype, часто включается педагог. Стремясь передать опыт и уберечь от неудач, они заставляют ребенка переживать массу негативных эмоций, фокусируясь на вопросах о том, что было не так, почему не получилось и как на самом деле надо. Естественно, при таком подходе ребенку ничего не остается, кроме как замкнуться в себе и дистанцироваться, ведь никто не любит, когда ему твердят об ошибках и неприятных обязанностях. Лучше использовать другой подход. Родитель – не учитель, а друг. Даже если вам необходимо поговорить о чем-то важном или неприятном, начните с положительного, а отрицательные вещи старайтесь подавать через форму диалога – «я хотела тебе рассказать, поделиться с тобой своим опасением» – и всегда инициируйте ответ: «Как ты думаешь?». Ребенку необходимо видеть в вас не педагога, а максимально доброжелательного и близкого человека, всегда готового поддержать и помочь.

Читайте

Чтение – отличный вариант досуга родителей и маленьких детей. Почему бы не поддержать традицию ежевечерних чтений на расстоянии, через Skype? Если открыть книжку на экране, это создаст иллюзию контакта «глаза в глаза». А можно держать книжку так, чтобы ребенок видел картинки, разглядывать их и обсуждать прочитанное вместе. Привычный ритуал, звук маминого (папиного) голоса успокоит его, создаст ощущение защиты и эмоциональной близости.