Сыну 14 лет, учится в восьмом классе. Мне никогда не было с ним легко, но то, как он ведет себя сейчас, просто огромное испытание для моей нервной системы, а она у меня в ужасном состоянии. Ругаемся буквально из-за всего, но самый главный триггер — это, конечно же, учеба.
Списывает с ГДЗ, не понимая абсолютно темы и того, что списывает. К устным предметам не считает нужным нормально подготовиться. Спрашиваю, для чего ходит в школу — говорит, чтобы учиться, но учителя жалуются, что на многих предметах не занимается, еще и других может отвлекать. Шапку зимнюю обувь надевать не хочет, когда на улице -10. Хамит, грубит, все правила нарушает. На все мои вопросы касаемо поведения и учебы отвечает: «Не знаю».
Это просто невыносимо. Не понимаю его, а когда пытаюсь понять, он наглухо закрывается. Как найти с ним общий язык? У меня руки опускаются.
Екатерина, 39 лет
Добрый день, Екатерина. По письму можно сказать, что сейчас ваш ребенок проживает самый острый период подросткового кризиса. Тяжело не только вам, но и ему, поверьте. Вы не знаете, как найти общий язык с пусть и своим ребенком, но отдельным человеком, а он не знает, что делать с самим собой, и правда не знает, что вам сказать, так как и сам часто многого не понимает.
Его нервная система страдает не меньше. Во-первых, потому что организм на строение тела (мышц, костей, зубов, мозга, репродуктивной системы) тратит очень много ресурсов организма. На поддержание нервно-психической деятельности практически не остается ничего, и она страдает. Представьте, если кто-то затеял строить многоэтажный комплекс, а кирпичей на стройку каждый день привозят меньше, чем за сутки бригада строителей должна построить. Как думаете, что будут делать рабочие? Например, могут сделать кладку стен не в два кирпича толщиной, а в один.
С фасада не видно, работа кипит и вроде как в срок укладываются. Но какое будет качество этого дома?
Так и у подростков: идет резкий рост, и тело добывает буквально по молекуле разных микроэлементов из пищи (а у подростков с режимом питания тоже все грустно) и строит кости, мышцы и прочее из тех скудных запасов, которые есть. Есть мамин борщ в этом возрасте «не круто», и ребята выбирают фастфуд, богатый жирами, но бедный нутриентами. В итоге чувство сытости приходит, а вот «стройматериалов» катастрофически не хватает.
А если еще учесть, что умственные нагрузки в школе возрастают в это время, начинается тревожная пора подготовки к ОГЭ, затем к ЕГЭ и учителя пускают в ход самые разные техники воздействия? Плюс важные задачи подросткового возраста — эмоциональная, а затем финансовая и территориальная сепарация от родителей. В результате чего сын и не может вас слышать — ему сейчас важно нащупать свои опоры в жизни, понять, куда он идет и к чему придет. Но, подчеркну, подростку важно, что он свой путь в жизни выбрал и проложил сам.
Никакие задушевные беседы родителей, даже наполненные самыми благими намерениями, не будут восприняты
Так было во всех предыдущих поколениях. В этом возрасте важно, чтобы были свои авторитеты: тренер по спорту, педагог по хобби или, в худшем случае, блогеры как лидеры мнений молодежной среды — эти «опоры» самые ненадежные, так как кумиры быстро меняются и приходится перестраивать систему взглядов.
А учеба должна была перестать быть вашей ответственностью еще в начальной школе. Пока мама переживает за оценки, ребенок учится для мамы, а не для знаний, не для себя самого — смещается фокус внимания. Пусть на тройки, но сам. Пусть только по одному предмету будет пятерка, зато самостоятельно добытая и честная.
Зрелость не вручают ребятам вместе с аттестатом о ней же. Наоборот, аттестат зрелости выдают в знак того, что теперь, пройдя все школьные испытания, человек дозрел до самостоятельной жизни и может пойти работать или поехать в другой город учиться в вузе — он теперь к этому готов. Но пока родители все потребности удовлетворяют, за успеваемостью следят и мотивируют до хрипоты связок, сжигая последние нервные клетки, парню не за что отвечать — за него уже несут ответственность взрослые.
Единственная задача родителей подростка — быть примером в жизни
Не на словах, а делами показывать, как реализовать свои способности и быть счастливым человеком. А если дети видят только уставшую маму, у которой куча обязанностей и нет любви к себе, то установка «учись хорошо в школе — станешь человеком» не получает необходимого подкрепления. Прилагательное, каким человеком, мозг подростка достраивает сам: замученным. А ему так не хочется. Он пробует найти в жизни радости, как умеет, и не тратить время на бессмысленную учебу, которая не приносит радости сейчас и не дает никаких бонусов в будущем.
Звучит, конечно, жестко. Я понимаю, что совсем не такие слова вы хотели бы услышать в помощь от психолога. Но единственный совет, который я могу здесь дать, — посвящайте больше времени своему ресурсному состоянию. Что вас наполняет? Хобби, массаж, баня, прогулки, спорт, встречи с подругами, культурный досуг, хорошая книга? Пусть ваша жизнь будет заполнена чем-то ценным для вас, а не только тревогами за сына.
Сделайте полшага в сторону и дайте ему зашагать по жизни своими ногами, он это уже точно может. И не мечтает о карьере работника коммунальной сферы. Хотя лично я считаю, что и рабочие профессии заслуживают уважения — без них наши города были бы невыносимы для жизни.
Вы можете не принимать мой совет и посмотреть видео известных спикеров на тему воспитания подростков: Гордона Ньюфелда, Ольги Писарик, Екатерины Мурашовой, Натальи и Дмитрия Козыревых
Посмотрите на этот возраст ребенка как на возможность больше не вести его за ручку по жизни, а наконец вспомнить о своих желаниях, и просто дождаться, когда этот период пройдет и повзрослевший сын сам скажет: «Я все понял, как ты была права». И сжигать свои нервы из-за «ГДЗ» больше не понадобится. Положа руку на сердце, ответьте: много вы помните информации из курса школьной программы? Часто она пригождается в жизни? Вы не пользуетесь поиском в интернете, чтобы вспомнить то, что подзабылось?
Я не хочу сказать, что учиться в школе не нужно. Нужно, конечно, — к этому обязывает и Закон РФ. Но нужно понимать, кто именно учится. Если сын нашел для себя способ сократить время на домашние задания, то он справился со стоящей перед ним задачей. Молодец! Чтобы начать понимать, что это был не оптимальный вариант, он должен столкнуться с реальной ситуацией, где нужны школьные знания (например, на подработке летом, которую он найдет себе сам). Опыт — самый лучший учитель. Берет дорого, но объясняет доходчиво.