Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Психолог, сексолог, системный семейный терапевт, апвтор книги «Самооценка или Самоуценка. Работа над ошибками»
Муж добровольно подписывает контракт для участия в военной спецоперации на Украине. Я остаюсь беременная с двумя детьми. Не хочу его отпускать, ведь это очень опасно. Но он меня будто и не слышит, делает по-своему. Помогите убедить его остаться с нами.
Наталья, 32 года
Наталья, здравствуйте! Понимаю вашу тревогу. Когда-то, более двадцати лет назад, моего мужа должны были послать восстанавливать экономику одной из республик бывшего СССР, где в то время шли военные действия. Я хорошо помню свои переживания.
Психолог работает с чувствами того человека, кто к нему обратился. Мне очень хочется помочь вам и поддержать вас в этой ситуации, но вряд ли такой альянс будет справедливым по отношению к вашему мужу.
Когда мы связываем свои страхи с присутствием или отсутствием в нашей жизни другого человека, на самом деле мы боимся не за него, а за себя. Что с нами будет без него?
Наталья, какие чувства вы испытываете по поводу выбора мужа? Гнев, страх? Неуверенность в своих силах? Чего вы хотите именно для себя? Каким образом вы можете получить желаемое?
Не хочу вдаваться в политику, давайте попробуем через психологию.
Ваши чувства и желание переубедить мужа понятны, вот только на языке психологии оно звучит так: «Помогите его переделать»
Но это не в нашей власти. Если, несмотря на наличие двух детей и скорое появление третьего, он все-таки выбирает идти на службу, вряд ли уже можно найти слова, которые смогли бы его остановить.
Попробую объяснить, что может двигать им в такой ситуации. Мужчин буквально тянет на подвиг именно потому, что это своего рода инициация, посвящение из мальчика в мужчину. Кто-то проходит его в 15 лет в пионерском лагере, кто-то — в 30 или 50 лет. А кто-то не проходит вовсе.
Считается, что мужчина — защитник семьи. Но если брать понятие «защитник» шире, то можно увидеть, что для вашего мужа данный способ и есть защита будущего его детей. Это и есть патриотизм, без пафоса. Вы можете гордиться таким мужем и отцом.
Отмечу еще один важный момент. На службе многие вещи гораздо понятнее, чем в гражданской жизни, в семье
Есть устав, командир, боевой приказ. Есть четкое знание, где враг, а где свои. Есть понимание цели. Это существенно облегчает напряжение мозга, вызванное многозадачностью в обычной жизни, оставляя только одну цель — воевать. Подчеркиваю: это психология, не надо примешивать сюда политику.
Думаю, это не тот случай, когда можно давить и настаивать. Вряд ли поможет. В человеческую природу заложено свойство сопротивляться давлению извне.
Если решение вашего мужа твердо, то единственное, что вы можете изменить, — это свою точку зрения на ситуацию.
Необходимо разобраться с собственными чувствами. Попробуйте сейчас переключиться на себя и жизнь будущего ребенка. В этом поможет только индивидуальная работа с психологом. Желательно, чтобы специалист был с опытом работы с семьями военных.
Вы можете обратиться за бесплатной психологической консультацией в следующие организации: