Психодраматерапевт, гештальт-терапевт, заведующая кафедрой психодрамы Московского института гештальта и психодрамы (МИГиП)

Нашей старшей 16 лет, младшему 11. Мы наконец-то можем пожить для себя. <…> Жена говорит: раз я не хочу с ней еще детей, значит, не люблю ее. Но любовь — это же не только дети.

Сергей, 43 года

Вы, Сергей, внятно формулируете свои желания и нежелания, но из письма неясно, каковы резоны вашей жены. Почему она так хочет третьего ребенка? Ответ на этот вопрос прояснил бы ситуацию. А пока предположу варианты.

Вам 43 года, старшей дочери 16, значит, возраст жены приближается к 40. Возможно, она переживает то, что называют первой ступенью климакса, испытывает страх перед угасанием фертильности. И тогда становятся понятны ее чувства: она не хочет упустить возможность еще раз стать матерью. А если это не так и она моложе, тогда у меня вопрос: что происходит в ваших отношениях, если жена пытается убедить вас завести третьего ребенка?

Когда дети были маленькие, вы вместе проживали бессонные ночи, вместе справлялись с меняющимся доходом. А сейчас вы заявляете о желании «пожить для себя», но что это значит? Если это не прояснено, то каждый фантазирует в соответствии со своими страхами. Возможно, жена не чувствует прежней связанности с вами, ощущает опасность распада отношений и поэтому стремится родить еще одного ребенка, чтобы вы снова пришли в эту совместность — вместе вставать, гулять, ходить в поликлиники и в садики. Похоже, она старается таким образом удержать вашу любовь. Женщины часто пытаются скрепить отношения с помощью рождения ребенка.

Поэтому мои рекомендации: обратите внимание на то, что происходит между вами. Не в семье вообще, а именно между вами как между мужчиной и женщиной, посмотрите честно на это. И если вам, Сергей, действительно дорога жена и вы ее любите, то стоит что-то предпринять, чтобы удовлетворить эту главную потребность — быть вместе.

Тогда вы легко придете к какому-то решению по поводу третьего ребенка. Не так важно, к какому именно. Главное — общему.