Катя стрелой прошла через мой кабинет к предложенному креслу. Походка, скрытый накал в движениях, очень деловой тон — все эти детали говорили о том, что новая клиентка наделена неординарной силой.
Двадцать семь лет. Ведущий специалист крупной международной юридической компании. Стремительная карьера. Ясное представление о будущем: лет через пять она видит себя в статусе партнера компании.
Отношения длились, и постепенно выяснялось, что эти мужчины слабее Кати
Она идет к вполне осязаемой и сформулированной цели. Твердо, не жалея себя. Ни минуты впустую. Каждый день продуктивен. Работа, встречи, спортзал, короткие перерывы на обед. Казалось, у этой девушки в жизни все происходит по расписанию, как у поезда швейцарской железной дороги.
Катиной проблемой была личная жизнь. У нее систематически не складывались отношения с мужчинами.
«я не искала секса, я искала любви»
Серьезные отношения, конечно, были. Трижды. С двумя первыми молодыми людьми она рассталась по собственной инициативе. Отношения длились, и постепенно выяснялось, что эти мужчины слабее Кати, ей становилось не то чтобы скучно, а как-то неприятно, начинало тяготить их присутствие, их внимание, их вечная податливость.
Третьи отношения сложились иначе. Вернее, не сложились. Он был значительно старше. Всегда пытался давить, да и вообще — владеть ею полностью. Катю замучили его вспышки ярости, ревности. Но именно с ним расставаться было тяжело. Но и продолжать было невыносимо.
На мой вопрос «А чего в принципе ожидали от отношений с мужчинами?» Катя ответила так: «Я не искала поверхностного флирта и просто секса. Сам по себе секс, без чувств, вообще не имеет смысла для меня. Я искала любви».
Это были какие-то необычные чувства — слишком яркие, странные
Теперь она встречалась с американцем Дэвидом — коллегой и управляющим партнером другой, тоже заметной юридической компании.
Чувства и эмоции набирали силу. Это были какие-то необычные чувства — слишком яркие, странные. И Дэвид вел себя нестандартно, иногда, в представлении Кати, — непоследовательно и даже неадекватно. Он не вписывался в привычные ожидания.
С одной стороны, придраться было не к чему. Он был нежен, аккуратен, внимателен. Но Кате чего-то не хватало. Она постоянно чувствовала тревогу, напряжение, неуверенность в себе. Иногда становилось страшно. Иногда хотелось плакать.
А время от времени начинало казаться, что Дэвид недостаточно амбициозен, слишком мягок с подчиненными и дипломатичен с партнерами. Катя пускалась в нравоучения, пыталась воодушевлять, подвигать его к завышению планок в карьере.
Это неизменно вызывало одну и ту же реакцию: Дэвид отстранялся и даже начинал избегать секса — будто бы переставал испытывать желание. Что мгновенно подрывало представления Кати о ее собственной сексуальной привлекательности. Ужас ситуации заключался в том, что Дэвид все больше ее притягивал.
«при таком раскладе у Кати не было ни малейшего шанса на счастье в любви»
Ольга Лукина, психотерапевт: Катя, если я правильно понимаю, с этим человеком вам не удается быть доминирующей? В то же время он сам не претендует на роль ведущего, так?
Катя: Я вообще не понимаю, чего он хочет. Иногда мне кажется, что я для него не важна. Ему хочется удовольствия без проблем.
О. Л.: Попробуйте рассказать о том, как выглядят отношения с мужчиной в ваших мечтах.
К: Хочется, чтобы рядом был близкий, любимый человек. Я хотела бы семью. Мне представляется несколько детей. Именно несколько. Я — единственный ребенок и все детство провела в одиночестве. Поэтому хочется, чтобы мои дети пережили совершенно другой опыт — общались, играли, любили друг друга.
Часто проблемы взрослого человека — следствие заложенных еще в детстве установок
Слушая Катю, я наблюдала очевидное несоответствие между образом жизни, который она вела, и глубинной мечтой. Сомнений быть не могло: при таком раскладе у Кати не было ни малейшего шанса на счастье в любви.
О. Л.: Понимаете, Катя, принятая вами роль явно обещает вам признание в профессиональном сообществе, большие деньги, независимость и успех. Но оставаясь в этой роли, вы рискуете остаться одинокой и несчастной. Эта ваша освоенная в совершенстве роль на языке терапии называется вашим ложным «Я».
Но у вас есть и другая часть личности — подлинная. И она хочет от жизни совсем другого. Но она чем-то здорово напугана. Интуиция подсказывает мне, что и ваш мужчина не хочет быть ни жертвой этой оболочки, ни ее покровителем. Думаю, он хочет прямого человеческого контакта с настоящей, внутренней Катей.
Часто проблемы взрослого человека — следствие заложенных еще в детстве установок. Чтобы найти ту самую, настоящую Катю, я попросила клиентку рассказать о доме, в котором она выросла.
«Они всегда на работе. Я жду их возвращения каждый день»
Катя помнила сумрак и тишину. Возможно, в доме не принято было расшторивать окна. У камина два кресла. В одном из них она часами сидела, обнявшись с собакой.
О. Л.: Что вы чувствуете в том кресле?
К.: Холод. Скуку. Мне одиноко. Я никому не нужна, кроме Джери. Если я плачу, он слизывает с моих щек слезы.
О. Л.: Где ваши родители?
К.: Они всегда на работе. Я жду их возвращения каждый день.
О. Л.: Родители знают, что вам плохо без них?
К.: Нет. Я ничего им не говорю. Да и без толку говорить: папа расстроится, мама рассердится… Еще я молчу, потому что знаю, что мне необходимо быть взрослой.
Для меня было бы гораздо лучше, если бы мама была доброй
Мама — очень сильный человек. Главный врач в огромной больнице. Она была вечно погружена в заботы, всегда говорила с кем-то по телефону, постоянно срывалась и уезжала по срочным делам. Папа геофизик, человек университетской среды, увлеченный наукой, исследованиями, он стремился к открытиям и довольно много времени пропадал в экспедициях. И совершенно не зарабатывал денег.
О. Л.: Опишите внешность мамы. Как она тогда выглядела? Тогда, во времена вашего детства.
К.: Молодо. (Голос Кати зазвучал по-новому. Чувствовалось напряжение. На секунду мне показалось, что взятая Катей интонация выдает досаду). Подтянутая, стройная, высокая, с длинными волосами.
О. Л.: Ваша мама была красивой женщиной?
К.: Да. Сейчас бы сказали, она была сексуальной. Она знала об этом и хотела, чтобы знали все окружающие. Для меня было бы гораздо лучше, если бы мама была доброй.
О. Л.: Катя, разбирая события далекого прошлого, мы сможем понять мотивы ваших неконструктивных действий в отношениях с Дэвидом сегодня. Понять и изменить.
Какие детские воспоминания мешали Кате стать счастливой? Как дальше складывались ее отношения с мужчинами, читайте в нашей статье
«Успешная женщина, которой не везет в любви: причина в детстве».