У меня есть дочь восьми лет, и я ненавижу учительницу, которая ее учит. Не потому, что она плохой педагог, а просто потому, что ребенок, пойдя в школу, отдалился от меня.
Дочь меня не слушается, любит только отца и его ко мне не подпускает (хотя у нас с ним уже и нет никаких чувств друг к другу). Иногда мне кажется, что я ненавижу дочь, но в то же время знаю, что желаю ей только добра и хочу, чтобы она была счастлива.
Просто пока она в школе, я чувствую себя виноватой. Мне тяжело осознавать, что мой ребенок там один, без меня, как будто у меня ее забрало государство.
У меня есть психическое заболевание, конечно, но я стараюсь все делать для ребенка и семьи. Бабушки и дедушки от внучки без ума, очень любят ее, а я как бы всегда в стороне остаюсь. Родила и все — никому не нужна. Вот и злюсь на себя и на весь мир.
Натали, 33 года
Здравствуйте, Натали. Если я правильно понял, вы чувствуете себя никому не нужной. Дело в том, что на протяжении многих тысячелетий наши предки жили в небольших группах (150-200 человек), и быть важным для своих соплеменников было необходимо, это означало, что тебя не выгонят из стаи. Отсутствие чувства важности для других воспринимается мозгом как угроза выживанию, а это в свою очередь провоцирует тревогу и нервозность.
Ваше ощущение ненужности повышает также тревогу и агрессию. И вот вы злитесь на школу, потому что ваш ребенок не с вами. На школьного учителя, потому что дочь (по вашему мнению) отдалилась от вас. Вы злитесь, что дочь любит отца, а отец любит ее. Вас раздражает, что бабушки и дедушки без ума от внучки. И все это вы испытываете только из-за того, что считаете себя никому не нужной.
Давайте поразмышляем над этой идеей. Кто вам сказал, что вы никому не нужны? Какие у вас есть этому доказательства? Опираются ли эти доказательства на факты? При размышлении над этими вопросами рекомендую учитывать некоторые когнитивные искажения, с помощью которых мозг легко вводит нас в заблуждение.
Наш мозг так устроен, что готов найти доказательства любой нашей концепции. При этом он применяет так называемую фильтрацию и учитывает только то, что подтверждает наше мнение, при этом игнорируя те факты, которые противоречат нашим суждениям. Например, ваша дочь может один раз за неделю не поблагодарить вас за завтрак или ужин, и ваш мозг тут же сообщит об этом: «Даже спасибо не сказала. Значит, я ей не нужна». При этом то, что дочь все остальные дни благодарила вас, учитываться не будет.
Полезным будет знать, что мозг любит включать эмоциональное обоснование событий: «Мне плохо, значит, и отношения плохие». Возможно, ваше негативное восприятие влияет и на оценку отношений с супругом. И как только эмоциональное состояние улучшится, отношения заиграют новыми красками.
Также одной из особенностей мозга является так называемое черно-белое мышление, когда мы оцениваем все с диаметрально противоположных крайних позиций, хотя в жизни всегда есть и полутона
Если мы позволяем мозгу думать в подобном стиле, то сразу же становимся категоричными. «Раз супруг не обнял, значит, не любит»; «Раз ребенку нравится учитель, значит, я ей не нужна». Такие выводы приходят на ум практически каждый день. Но это не более чем ошибка мышления.
Что же делать? Включить критическое мышление и начать искать контраргументы всему тому, что мозг пытается показать как данность. Можно попробовать технику, которая называется «черный список». Выпишите все то, что вас беспокоит и в чем вы полностью уверены. А потом напротив каждой тревожной мысли напишите не менее пяти контраргументов, то есть фактов, которые опровергают эти мысли.
Таким образом вы заставите мозг смотреть на ситуации более объективно, учитывая не только то, что согласуется с ранее построенной им концепцией, но и другие альтернативные доводы, которые вы до этого не учитывали.
Уверен, если вы начнете практиковать это несложное упражнение и будете учитывать указанные когнитивные искажения, то в скором времени ваш взгляд на жизнь немного изменится, а значит, улучшится и эмоциональное состояние. Чего вам искренне и желаю.