Автор книги «Снова жить!», где Ги Корно рассказал о своем опыте борьбы с раком.
«И она начала танцевать»

Мария целыми днями на работе. Но такая беззаветная преданность делу требует от нее все больших и больших усилий. Наверное, поэтому в последнее время у нее довольно часто бывает плохое настроение, она замечает, что ей «ничего не хочется», а кто-то из подруг назвал ее состояние депрессией... Мария обратилась к врачу. Тот посоветовал ей принимать антидепрессанты — что она и делает, хотя понимает, что их недостаточно, чтобы решить проблему.

Депрессия — это сигнал, который посылает нам психика, предупреждая, что то, что мы делаем, больше не имеет смысла.

Это реакция организма на слишком сильное напряжение. Мария испугалась своего состояния, но по привычке сжалась еще сильнее, перестала позволять себе даже маленькие радости и еще больше начала контролировать свою и без того безупречную жизнь. В результате у этой когда-то чувственной женщины больше нет желаний, эмоций и даже фантазий, которых она просто боится.

Мария оказалась во власти сильнейшего невроза. Так происходит, когда защитные механизмы, которые обычно оберегают нас от слишком сильных эмоциональных потрясений, в конце концов просто блокируют наши влечения, все то, что когда-то имело для нас смысл. В результате жизнь человека обедняется, и он оказывается зажат в клетке своих страхов, обязанностей, контроля и стремления к совершенству.

К примеру, Мария строго осуждает себя за то, что недостаточно энергична и эффективна на работе. Приближается пенсионный возраст, и ей не хотелось бы рисковать: оказаться безработной или вдруг лишиться того уважения, которым она окружена сейчас. Однако чем больше она пытается стать лучше, тем больше усилия ей приходится прикладывать, и в результате на это уходит вся ее энергия.

Если мы подавляем себя, игнорируем свои интересы, бесконечно «сжимаем зубы» и «откладываем на потом» — мы постепенно лишаем жизнь смысла

Что делать? Я разговаривал с Марией несколько часов. В какой-то момент она попросила меня найти ей другого психотерапевта.

Но вместо этого я спросил ее, что могло бы заставить ее «завибрировать». И вдруг она сказала, что ей хочется танцевать. Оказалось, танец представлялся ей квинтэссенцией всего того, от чего она отказалась.

«Подумайте, что мешает вам, чего вы боитесь?» Однажды мы смогли обсудить ее страхи, а потом Мария решила, какими танцами ей хотелось бы заняться, и даже пошла на йогу — ей показалось важным научиться расслабляться. Теперь несколько раз в неделю она занимается тем, что вызывают у нее самые прекрасные эмоции. Она не бросила работу и больше не ходит к психотерапевту, она — творит, живет, дышит!

И я буду очень удивлен, если у нее снова случится приступ депрессии, так как то послание, которое ей хотела сообщить болезнь, было услышано и правильно понято: Мария начала действовать.

Если мы подавляем себя, игнорируем свои интересы, бесконечно «сжимаем зубы» и «откладываем на потом» — мы постепенно лишаем свою жизнь смысла. И если у нас не хватит сил и мудрости, чтобы вернуться к тому, что держит нас на поверхности, нас вернет к этому болезнь.