«Не покидает ощущение, что она обманывает»
Инга, 34 года
Свекровь всегда старалась принимать активное участие в нашей жизни, но не напрямую. И потому трудно было ее в чем-то обвинить. Она прекрасно знала своего сына, и пара слов, сказанных как бы невзначай, заставляли его менять решения. Я поняла, что она — тонкий манипулятор и прекрасная актриса. Всякий раз, когда у нее гостили наши дети, я их после не узнавала.
У бабушки были в корне другие взгляды на их воспитание. Я пыталась говорить с мужем, но это всегда было трудно, и я оставила попытки, чтобы не ссориться. Не хотела противостояния: он с мамой против меня. Я тоже стала действовать более деликатно, никогда не критиковала свекровь. Старалась объяснить мужу, почему для всех нас лучше поступить так, как предлагаю я.
Детей тоже никогда не настраивала против бабушки, просто они знали, что у нас дома — другие правила, которые должны соблюдаться. Так постепенно мне удалось построить свой мир при минимальном влиянии и вмешательстве свекрови. Конечно, мы продолжали общаться, помогали.
Когда у нас родился третий ребенок, времени на общение неизбежно стало меньше.
И она, похоже, решила стать «четвертым ребенком» своего сына
Мы стали замечать, что на наши вопросы она лишь рассеянно улыбается и отводит взгляд. На вопросы отвечает невпопад. Муж бесконечно возит мать по врачам, но у нее не находят никаких органических нарушений. При этом временами она нас даже не узнает (или делает вид, что не узнает).
Я смотрю на нее, и возникает ощущение, что она играет с нами. Как будто внимательно за нами наблюдает. Порой мне кажется, что мы для нее — как подозреваемые за стеклянной стеной, которые не знают, что их в этот момент прекрасно видят и обсуждают свидетели. Это стеклянная стена проницаема лишь для одной из сторон.
И свекровь просто следит за нами и играет в свою игру. Своего она добилась — муж стал говорить только о ней. Она оттянула внимание от родившейся малышки. Иногда мне хочется подойти, встряхнуть ее и сказать: «Прекрати этот театр, ты мучаешь всех нас». Муж полностью погружен в ее проблемы. Мне порой бывает стыдно за свои сомнения, но не с кем поделиться. А чувство, что она нас обманывает, не покидает.
Матиас Зиммерман, психиатр
Старческая деменция обусловливается органическими поражениями головного мозга, а магнитно-резонансная томография может обнаружить наличие патологии. У человека страдает вся когнитивная сфера: он хорошо помнит то, что было давно, но легко забывает эпизоды, произошедшие совсем недавно. Может наступить депрессия или, напротив, состояние аффекта.
Человеку сложно вспомнить слово, построить фразу. Возникает потерянность в пространстве, больной с трудом понимает, сколько прошло времени, путает день и ночь. Страдает логика. На последней стадии синильной деменции он перестает узнавать знакомых ему людей.
Однако существует и так называя псевдодеменция — состояние, которое по своим симптомам напоминает слабоумие, но обусловлено другими заболеваниями, например, депрессией или истерией. В этом случае у окружения иногда возникает подозрение, что человек лишь привлекает к себе внимание, стремится показать, что он болен.
Псевдодеменция может возникнуть как реакция на стресс после травматических ситуаций. Обследования при этом показывают, что человек здоров. В отличие от старческой деменции, некоторые состояния псевдодеменции не ухудшают состояние психики, и через некоторое время психическое здоровье восстанавливается.
«Это война между невесткой и свекровью за внимание мужчины, который не может сделать выбор»
Дарья Петровская, гештальт-терапевт
Так сложилось в этой семье, что между ее членами нет прямой коммуникации, но есть борьба за власть. Если говорить про семью как про систему, то иерархически центром ее становятся партнеры и их дети до тех пор, пока они несовершеннолетние, а остальные родственники остаются на периферии.
Эта иерархия условна, но ее необходимо учитывать, чтобы принимать те или иные решения, определять время, которое уделяется друг другу.
Но так получается не всегда, и порой родители не готовы отпускать выросших детей в свои семьи. Как и дети не готовы расставаться со своими родителями, и тогда они включают их в семейную систему. Более того, такой вариант приветствуется в нашей культуре — бабушки и дедушки часто становятся вторыми родителями своим внукам.
И тут возникает много трудностей, потому что роли и ответственность начинают путаться. В истории героини просматривается ее борьба за свою семью и ее границы. Очевидно, что бабушка со своей ролью была не согласна, авторитета невестки не признавала и использовала в качестве инструмента влияния свои отношения с сыном.
В этом месте происходит путаница в ролях мужчины: как хороший сын своей матери он не может с ней не согласиться, а как хороший муж своей жены он также должен принимать и сторону супруги. По сути это война между невесткой и свекровью за внимание мужчины, где обе не могут отступить, а он не может сделать выбор.
Но выбор этот невозможен потому, что он неравносилен
Мама и жена — это отдельные роли. Любить мать не означает посвящать ей все свое время, даже если мать считает иначе. Выбирать жену не означает предавать мать и быть плохим сыном.
В силу каких причин у матери возникла симптоматика деменции, по одному лишь рассказу установить невозможно. Так или иначе, у любой болезни есть какое-то послание для психики. Но если один член семьи сочувствует тому, кто требует внимания, и полностью включается в болезнь, а второй тотально не верит, то здесь нужна помощь в выстраивании диалога между всеми участниками ситуации.