Рэй Бредбери, Стив Джобс, Иосиф Бродский, Анна Винтур, Генри Форд… Увидев фамилию своего ребенка в списке этих сверхуспешных людей без высшего образования, вы ведь не ужаснетесь, верно? Скорее испытаете гордость.
Герои нашего портфолио также достигли ощутимых результатов в сферах, где, казалось бы, без высшего образования не обойтись. Вера — в дизайне интерьеров, Степан — в разработке программного обеспечения, Сергей — в организации производства. Их истории показывают: путей к творческой реализации больше чем один. Здесь курсы и тренинги, общение в среде единомышленников, менторство и повышение компетенции…
«Сегодня все чаще говорят о формальности высшего образования, — комментирует детский психолог Анна Скавитина. — Мир развивается так быстро, что многие знания за пять лет устаревают. И все больше становится специальностей, где необходимы умения, а не диплом».
Не становится ли учеба в вузе способом продлить детство, пространством вроде «камеры хранения подрощенных детей»?
Почему же из года в год накануне Единого экзамена так нервничают выпускники? Почему для многих родителей так невыносима мысль о том, что их сын или дочь не поступит, не окончит и не получит заветный диплом? Инерция общества велика. И социальный пресс — давление образовательной системы на детей и родителей — пока остается невероятно сильным. Рассказы наших героев показывают, что они тоже преодолевали свои страхи: не иметь «корочки», как Вера, или не соответствовать ожиданиям, в чем признается Степан.
«К счастью, нынешние дети меньше подвержены этому давлению, — замечает Анна Скавитина. — Сейчас нарастает течение «анскулинг», «расшколивание»: родители в неформальной обстановке учат детей тому, что им кажется полезным для будущего. Следующий шаг, похоже, — «ануниверситетинг». По крайней мере, в Англии разрешили детям брать «гэп» — пропускать год после школы, даже если молодой человек уже поступил на курс. Нововведение призвано сократить количество самоубийств среди перегруженных требованиями подростков».
Стоит ли тратить годы на то, что можно получить с помощью самообразования в процессе реальной работы? Не становится ли учеба в вузе способом продлить детство, пространством вроде «камеры хранения подрощенных детей», по выражению психолога? Это открытые вопросы, тема для размышлений. Истории наших героев показывают, что в любом случае провал/отказ от учебы не означает, что жизнь испорчена. Выборов и траекторий всегда несколько и у каждого есть шанс наверстать упущенное.
«Своим главным достижением считаю преодоление страха»
Вера, 32 года, дизайнер интерьеров, хозяйка студии
Я с детства хотела учиться на дизайнера, но завалила экзамен в университет, пришлось идти в училище. Переехав из Ставрополя в Москву, стала работать помощницей архитектора, но за мысль о высшем образовании держалась долго: было ощущение, что не хватает соответствия социальным нормам, знаний. Того, что дает чувство причастности к сообществу. Но жизнь не позволяла совмещать работу и учебу, а когда немного встала на ноги, расспросила выпускников МАрхИ и поняла: у меня с ними похожая база, и тратить шесть лет на повторение пройденного смысла нет. Опыт же я могу получить только на практике.
Меня вдохновляла идея, что надо делать что-то новое каждый день. Пусть маленькими шагами, но двигаться
Я прошла двухмесячный тренинг по созданию бизнеса — он дал отличные инструменты — и открыла свою студию дизайна. Начинала с комнат, теперь проектирую квартиры и загородные дома под ключ. Но самым большим достижением считаю преодоление себя — страха, сомнений, выход за свои внутренние ограничения, установки «я не смогу много заработать, я недостаточно образованна». Меня вдохновляла идея, что надо делать что-то новое каждый день. Пусть маленькими шагами, но двигаться. В процессе осваивала навыки управления и планирования, взаимодействия с поставщиками.
На тусовках коллег-дизайнеров я слышала: архитектором без образования стать невозможно. Но заказчики ни разу не усомнились в моей компетентности.
«Я упорно трудился — и это дало результат»
Сергей, 46 лет, технолог, замдиректора мясоперерабатывающего комплекса, исполнительный директор мебельного производства
Я всегда видел себя производственником, у меня хорошо работает техническая мысль. Закончил колледж в начале 90-х и вовремя заметил, что в институт идти бессмысленно: в мире технологий революционные перемены, а в вузах все та же старая база. Я устроился в мебельную фирму мастером. Быстро стал начальником цеха и замдиректора отдела маркетинга, потом взял эту фирму в аренду и рулил сам, а это огромное производство. На пальцах осваивал экономику, бухгалтерию, финансы.
Моей школой стали ежегодные профессиональные выставки — я притаскивал оттуда груды каталогов, общался с опытными бизнесменами. «Ты как делаешь?» — «Вот так. А ты?» — «А я так». Но обстоятельства заставили бросить процветающее дело, переехать в Москву и начинать с нуля. Побороть депрессию помогли церковь, психолог и работа.
Я трудился много и упорно — и это дало результат. Освоил мясное дело, но и мебелью продолжаю заниматься. Мясо и дерево в разрезе очень похожи, как и технология их обработки. У меня нет Bentley и дома на Канарах. Но это дело времени. Партнерам, которые видят мои организаторские навыки, компетентность, рассудительность, практичность, и в голову не приходит, что я не имею нескольких высших образований.
«Отчисление из МГУ воспринял как волшебный пинок»
Степан, 35 лет, программист, разработчик
Об отсутствии высшего образования я пожалел лишь однажды: меня пригласили работать за рубеж и потребовался диплом. Но я рад, что остался в Москве, где прекрасно обхожусь без него. Я рос в Дубне, учился в лицее, побеждал в олимпиадах и легко поступил в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики.
А потом что-то сломалось, я потерял мотивацию. На втором курсе меня отчислили за неуспеваемость. Мне было стыдно, что не оправдал надежды родителей. Даже скрыл от них этот факт. Но довольно быстро начал работать, занимался графическим дизайном сайтов, потом получил заказ на разработку электронного журнала.
Первый курс дал главное: понимание, что любые задачи решаемы. Нас учили искать разные подходы к проблеме
Я больше 10 лет руковожу разными проектами и сейчас возглавляю разработку продукта, связанного с обучением английскому языку. В подчинении 25 человек, все с высшим образованием. Но дело не в дипломе, важна профессиональная среда. Мне повезло два года общаться с преподавателями и студентами МГУ. Первый курс дал главное: понимание, что любые задачи решаемы. Нас учили искать разные подходы к проблеме. Это и в жизни, и в работе очень пригодилось: я живу с ощущением, что сделать можно все.
Но я рад, что бросил учебу. Отчисление было как волшебный пинок: не идти по проторенной дороге. Мне нравится крутиться самому, а не быть винтиком чужой системы.
Подготовила Алла Ануфриева