Дочь в пятом классе, раньше проблем не было, а сейчас оценки плохие, она болезненно переживает, но от помощи отказывается. Как помочь?
Сергей, 35 лет
Это традиционный сюжет: дети переходят в среднюю школу, и часто успеваемость проседает. Вы, Сергей, пишете, что успокаиваете дочь. Но, возможно, ей нужны не попытки ее успокоить (в интернете ходит такой мем: «Только жена начала успокаиваться, как муж ей сказал: «Успокойся»). Девочке важнее видеть ваше сопереживание по поводу каждой отдельной двойки: «Представляю, как тебе неприятно».
Скорее всего, дочь отказывается не от любой помощи, а от такой, которая для нее некомфортна. Предложение помощи отличается от других форм обращения — тем, что интонационно несет в себе возможность безопасно отказаться. Именно безопасно, не вызывая поджатых губ, выразительно удаляющейся спины или слов «посмотрим, как ты тут сама справишься».
Как же тогда предложить? «Детка, хочешь я тебе помогу? Нет? Ну смотри, только свистни — я в твоем распоряжении». Даже и в этом случае она с определенной долей вероятности откажется. Это будет жаль. Но итогом будет то, что дочь увидит, что с ней реально считаются и что это предложение помощи не грозит навязчивостью и назидательностью.
Как помочь дочери научиться иначе реагировать на неуспех? Только сочувствием. Ее переживания по поводу плохих отметок — естественная вещь. Было б хуже, если бы она не переживала. Другое дело — сила этого переживания.
Излишне болезненная реакция может быть связна не только с самими по себе отметками, но и со страхом осуждения — в первую очередь со стороны родителей. Если же ребенок чувствует себя защищенным в семье, он гораздо легче переносит даже упреки учителей.