Моя дочь учится в четвертом классе и практически с самого начала не понимает математику. При этом я заметила, что учительница занимается теми, кто и так успевает по ее предмету, а остальным просто двойки ставит. Также я не вижу стремления у дочери исправить ситуацию. Не хочет она понимать математику, сразу сдается, пробовали репетиторов — нулевой результат. Как мне убедить ее учить уроки?
Елена, 47 лет
Елена, спасибо за откровенное письмо! Очень понимаю, как трудно наблюдать, что ребенку сложно дается учеба, а поддержки со стороны школы не хватает. Это знакомая многим родителям ситуация. Хочется замотивировать, поддержать, найти волшебный ключик к ребенку. Но, забегая вперед, скажу: заставить дочь учить уроки не получится — просто потому, что само по себе это желание носит насильственный характер, полностью противоречащий гуманистическому подходу, который важен для детско-родительских отношений.
Давайте разберемся, какие варианты вообще могут быть.
Сценарий первый: учеба идет тяжело, но угрозы остаться на второй год нет
Родителям всегда хочется видеть ребенка хотя бы ударником, это нормально. Но если оценка за год все-таки стабильная (пусть и на троечку), то причин паниковать нет. Важно помнить, что для вашей дочери сам интерес к предмету сейчас важнее, чем гонка за отметками. Оценки демотивируют и убивают главную цель обучения: развитие интереса, увлеченности, жажды знаний.
Что можно сделать? Добавить учебе легкости. Задачи и зубрежка — это скучно, но можно показать, что за ними скрывается масса всего интересного. Посмотрите фильм о великих открытиях, сходите на выставку, в экспериментариум — а вдруг математика проявится в неожиданном ракурсе и станет чуть-чуть увлекательнее? Главное, чтобы ребенок почувствовал, что знания — это не наказание, а возможность открыть что-то новое. Забудьте о том, как учитель оценивает уровень знаний вашей дочери, это не имеет значения.
Сценарий второй: школа собирается оставить ребенка на второй год (угроза реальная, а не вымышленная)
Здесь поможет только честность:
«Милая, я знаю, что математика тебе не нравится, и честно, не всем она должна нравиться. Если бы можно было ее не учить — я бы первой была за. Но учеба обязательна для всех, закон такой. А если совсем забросить предмет, тебя могут оставить на второй год. Давай подумаем, как я могу помочь, чтобы просто пройти этот материал».
Мы не врем, что математика всем нужна, и не говорим «есть такое слово — надо». По сути, мы честно делимся своими переживаниями без всякой мишуры о высоком.
Но правда в том, что такая беседа требует от вас принятия. Готовы ли вы ослабить контроль и дать реальную поддержку? Если да, то:
Помогите с конкретными проблемами: выполнить домашнее задание (найдите материалы, купите решебник). Нет никакой медвежьей услуги в том, чтобы помочь ребенку справиться с тем, что не приносит удовольствия. В конце концов, для мучений и выполнения задач «через силу» у нее еще вся жизнь впереди.
Уберите давление. Заставлять бесполезно — интерес только угаснет, а учеба станет обузой. Просто покажите, что вы рядом и готовы поддержать ее, даже если очень хотели, чтобы дочь стала великим математиком, а приходится выполнять план-минимум.
Важное замечание: если вы увидите, что ребенку математика интересна, но инициатива давится подходом учителя — меняйте школу или ищите способ учиться параллельно там, где этот интерес поддерживается, растет, множится.
Вместо итога
Дорогой автор и уважаемые читатели, вы можете не соглашаться с моей точкой зрения. Можете представлять худшие сценарии: как жизнь ребенка катится под откос из-за тройки по математике, институты отказывают в обучении, профессию не получить и придется теперь всю жизнь работать дворником. И так становятся зависимыми и бесхарактерными оттого, что мало страданий было пережито в школе.
Это не более чем нормальные, очень естественные родительские страхи… оторванные от реальности. Такие же, как представление, что школьные отметки — фундамент для будущего.
Мир изменился. Сейчас важнее, чтобы ребенок знал свои сильные стороны, развивал навыки, которые помогут ему стать уверенным и успешным человеком, а не идеальным учеником.
Дети идут вперед другими дорогами, просто дайте им свободу и держите за руку, даже если сами бы пошли по иному пути.
Елена, удачи вам и терпения!