Уже 4 месяца работаю воспитателем в младшей группе детского сада. В тихий час дети балуются, шумят и не ложатся спать. Я пробовала успокаивающую музыку и сказкотерапию. Раньше эти приемы помогали. Но недавно к нам пришел гиперактивный мальчик. Он кричит и мешает другим. Пыталась повышать голос — не помогает. Уговоры тоже не действуют. Я люблю детей и не хочу на них кричать. Что придумать, чтобы они начали меня слушать?
Катерина, 37 лет
Катерина, очень здорово, что вы любите детей и хотите найти с ними общий язык, не повышая голоса. Такими воспитателями дорожат и дети, и родители.
Вы научились укладывать ребят в тихий час, читая им сказки. Дети слушали вас и спокойно засыпали. Проблема возникла, когда в группе появился новый мальчик. Найти общий язык с ним не получается. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Что вы называете гиперактивностью? Это реальный диагноз? Есть справка от невролога, что у мальчика СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)? Или его поведение — результат пробелов в воспитании?
Бывает, что особенности нервной системы ребенка вкупе с избалованностью и «педагогической запущенностью» могут напоминать СДВГ. Если ребенок систематически нарушает режим, мешает другим детям, вы имеете право поговорить об этом с его родителями, с заведующей детского сада, а также с психологом. Если у мальчика трудности с саморегуляцией, возможно, специалист предложит ему нейропсихологические упражнения в игровой форме?
Как обстоят дела в семье этого ребенка? Как родители относятся к его воспитанию? Есть ли у них дома «тихий час»? Не все дети засыпают днем, это зависит от многих факторов. Но если ребенок понимает, что есть правила детского сада, которые надо соблюдать, то может просто полежать и не будить других.
Также возможно, что у мальчика сейчас период адаптации в новой группе. Сколько он продлится, трудно сказать. Как правило, ребенку нужно от двух недель до двух месяцев, чтобы привыкнуть. Вам на это время стоит запастись терпением и внутренней стойкостью. Ведь дети в некотором роде «экстрасенсы». Они чувствуют, с кем можно вести себя плохо, а с кем не нужно даже пробовать. И неважно, повышает человек голос или говорит спокойно. Все дело во внутреннем стержне.
Я видела воспитателей, которые постоянно кричали на детей, но порядка у них в группе не было. А были и такие, которые разговаривали только тихим голосом, но едва успевали сделать ребенку замечание, как тот уже все понимал и исправлялся. Дети проверяют нас, нашу уверенность в собственной правоте. Если мы в себе сомневаемся, они чувствуют это и отвечают непослушанием.