«Мы поженились понарошку, — рассказывает 57-летний Юрий. — В моих планах не было „ничего такого“: пережив тяжелейший развод с первой женой, я просто решил помочь хорошей девушке, которой была необходима московская прописка — иначе ее не принимали на работу в наш институт. Разница в возрасте у нас 16 лет, и многие тогда, мягко говоря, осуждали наши „корыстные отношения“. Но мы женаты уже почти два десятилетия, и сегодня я даже не могу себе представить, что бы я делал в этой жизни без Марины…»
Официальной статистики на этот счет, конечно, не существует, но практикующие психологи подтверждают: союз «по большой любви» становится далеко не единственной и не самой успешной формой брачных отношений. Каковы же альтернативы?
Наперекор отсутствию влюбленности
Словосочетание «брак по расчету» у многих вызывает в памяти прежде всего негативные литературные и кинообразы: девушка-бесприданница выходит замуж без любви, авантюрист женится на дурнушке в надежде использовать ее связи и деньги… Но так ли важна экономическая составляющая в отношениях наших современников?
«Некоторые пары вступают в брак наперекор сложившимся жизненным обстоятельствам, — констатирует психотерапевт Виктор Макаров, — вопреки отсутствию влюбленности и вопреки тому, как складывается личная жизнь». История не так уж редка: годы идут, сердечные разочарования множатся, а принц на белом коне или прекрасная дама словно зареклись встречаться нам на жизненном пути.
«Тогда в своих поисках другого человека мы нередко предпочитаем минимальную общность иллюзорным попыткам найти идеального супруга», — продолжает Виктор Макаров. Мы соглашаемся на союз с тем, с кем рядом будет как минимум комфортно и спокойно, как максимум — интересно. Осознания того, что другой может дать ощущение эмоционального или материального комфорта, для некоторых из нас достаточно, чтобы компенсировать отсутствие в паре романтической любви, и получается такой «брак по-товарищески».
«Когда моей младшей — третьей — дочке исполнилось полтора месяца, муж сообщил мне, что уходит, — с болью вспоминает 45-летняя Людмила. — То, чего я боялась больше всего на свете, произошло со мной. Я не могу даже описать, что тогда чувствовала.
Моя подруга, видя, что со мной происходит, однажды вытащила меня на свой день рождения. На другом конце стола сидел Саша. Для него это была любовь с первого взгляда, а я вначале его даже не заметила. Спустя некоторое время, зная обо всех обстоятельствах, он попросил моей руки. Я словно во сне слышала, как говорю ему «да», хотя сердце ощущало лишь полную опустошенность. В голове была одна мысль: «Он мне поможет».
Брак успокаивает
Основания для брака по расчету могут быть очень разными. «Неуверенный в себе человек, которому трудно контактировать с людьми, может стремиться к браку для того, чтобы с помощью своего партнера решать проблемы общения в социуме, — поясняет психолог Ольга Долгополова. — Другому необходим веский повод, чтобы начать жить отдельно от родителей…»
И все же чаще к рассудочным бракам тяготеют те, кто пережил развод собственных родителей, а таких людей в наши дни становится все больше, или вырос в семье, где были холодные, отстраненные отношения с матерью. «Дети очень страдают от такой атмосферы, — объясняет Ольга Долгополова, — и в какой-то момент просто „выключают“ чувства. Они приспосабливаются, учатся выживать, просчитывать ситуацию и отношения с другими людьми».
Но зачем же заключать официальный брак, непременно фиксировать отношения на бумаге?
Зарегистрированный брак дает ощущение стабильности, спокойной и устойчивой домашней жизни, — говорит антрополог Марина Бутовская. — Мы нуждаемся в этом потому, что нестабильность, неясность будущего в экономике и политике действительно страшит многих из нас.
Но регистрация брака — это и чисто экономический фактор, связанный с желанием защитить, обезопасить себя и, возможно, детей: в случае расставания или смерти партнера есть надежда получить материальную компенсацию, наследство».
В нашем сознании брак подразумевает респектабельность и надежность. «Немало работодателей охотнее берут на статусную позицию человека семейного, — уточняет Виктор Макаров, — так как предполагается, что он будет больше сосредоточен на работе и не станет тратить время на обустройство личной жизни».
И все же прежде всего для нас важна изначальная установка, часто сформированная еще в детстве: если человек уверен, что только в семье можно ощутить себя счастливым, он будет стремиться к поиску своей половины, зачастую отодвигая в сторону эмоции и руководствуясь здравым смыслом.
Скука или рождение чувств?
Какое будущее ожидает тех, кто решается вступить в брак без любви? «Риск в отношениях, не оживленных искрой чувств, состоит в том, что со временем хотя бы один из партнеров может разочароваться в подобном союзе, — говорит Виктор Макаров. — Чувство скуки способно вновь толкнуть его на поиски своего идеала».
«У меня был долгий служебный роман, — рассказывает 34-летняя Оксана. — Эти страстные отношения с женатым коллегой совершенно меня измотали, поэтому, когда я встретила Михаила, я очень быстро согласилась выйти за него замуж. Я рассуждала так: хорошая квартира, цветы, подарки… Уже год как мы живем вместе, и он очень внимателен ко мне. Между нами нет никаких финансовых проблем, никаких споров, но при этом я… отчаянно скучаю».
Впрочем, не все рассудочные браки оканчиваются разочарованием. После девяти лет совместной жизни с Александром Людмила уверена в прочности их союза: «Чувства вошли в мою жизнь где-то на третий год, когда по всем классическим законам в браке должен наступить первый кризис. Со мной все произошло ровно наоборот, и сегодня мы оба очень дорожим нашими отношениями».
«Бывает, что после нескольких лет совместной жизни в браках по соглашению возникают настоящие чувственные отношения, — комментирует Виктор Макаров. — Подобно тому как и романтический брак с годами нередко становится формальным, рассудочным. Дело в том, что „рассудительные“ партнеры следуют навстречу друг другу».
У них не было пылкой страсти, но им знакома привязанность, возникающая из целенаправленных шагов к одной цели
«Шансы на счастливое будущее у союзов по любви и по рассудку, по сути, равны, — считает Ольга Долгополова. — И в том и в другом случае партнеры могут остаться друг с другом вместе на многие годы, а могут и очень быстро расстаться.
Главное в любых семейных отношениях — принимать своего партнера таким, каков он есть: с чем-то мириться, где-то уступать, стараться быть честными и открытыми друг другу. И тогда отношения в паре, как в случае Александра и Людмилы, становятся зрелыми, рождается «мы», но при этом оно состоит из двух равноценных «я» — со своими взглядами, привычками и отчетливым голосом».
Равные шансы на сексуальный успех
В отношениях, построенных на доводах разума, могут возникнуть чувства, но произойдет ли то же самое с сексуальным влечением? Многие склонны думать, что если браку предшествовали страстные интимные отношения, то сексуальная жизнь у такой пары будет насыщенной. Но многие специалисты считают подобное представление идеализированным.
«Неважно, каков изначальный посыл для заключения брака, — на гармонии сексуальной жизни существенно он не отражается, — уверена гинеколог Елена Егорова. — Ведь эти два типа пар отличаются лишь историей встречи, но не историей совместной жизни. Любые сексуальные отношения можно совершенствовать, если двое хотят доставить друг другу удовольствие и позволяют себе обсуждать, как это лучше сделать».
Выходит, «договорные» союзы оказываются даже более прочными, чем те, что выстраиваются на единственной и, как оказывается, хрупкой основе любовного чувства. Так достаточно ли одной любви для семейной жизни?
«Страсть с первого взгляда предрасполагает нас к душевной лени, — убежден французский психиатр и семейный психотерапевт Жак-Антуан Маларевич. — Увлеченные бессознательным порывом своих чувств, партнеры полагают, что, раз уж они полюбили друг друга так сильно, их союз просто обречен на успех. Но, когда страсть естественным образом стихает, отношения входят в новую стадию развития… и начинают расшатываться без той единственной опоры, на которой до сих пор держались».
Привязанность, а не влюбленность
«Не стоит противопоставлять эти два типа брака, — уверен Виктор Макаров, — ведь только баланс эмоциональной и интеллектуальной составляющих делает любой брачный союз счастливым или несчастным». Не бывает удачных союзов по расчету без чувства, как не бывает и прочных союзов по любви без здравого смысла. Это продиктовано прежде всего самой природой брака: будучи формой общественного договора с определенными взаимными обязательствами, он неизбежно вносит в отношения партнеров рациональный компонент.
Даже те из нас, кто абсолютно убежден, что выбор был сделан по любви, неосознанно воспроизводят схему рационального брака. У каждого из нас есть свое представление об идеальной модели семьи — заимствованное у родителей или противоположное. Если представления партнеров совместимы, их брак скорее всего будет успешным. Если же эти модели конфликтуют, то супружеские отношения могут остаться формальными: каждый из двоих так и будет жить своей жизнью.
«Любой состоявшийся союз — по любви или по рассудку — завершается глубокой привязанностью, — заключает Виктор Макаров. — И это итоговое чувство на самом деле значительно плодотворнее и богаче, чем самая сильная страсть или романтическая влюбленность».
«Нам есть что накапливать, чтобы передать своим детям»
Как возникло понятие «брак по расчету»?
Марина Бутовская, антрополог: Исторически под этим подразумевалось соглашение между двумя семьями, которые хотели таким образом слить свои капиталы и обеспечить своих потомков. Желания или чувства партнеров во внимание не принимались.
Другой мотив — желание разумно устроить жизнь своего ребенка. Например, девушка из обедневшей семьи выходила замуж за обеспеченного пожилого господина. Расчет был взаимным: мужчину привлекали молодость и красота девушки, а для нее была привлекательна перспектива обеспечить себя и своих детей. Все было четко завязано на экономических критериях, никто никого не обманывал.
Какие отношения первичны — по расчету или по любви?
Брак по любви существовал еще в первобытные времена: у охотников и собирателей не было запасов, все, что они имели, делили поровну с соплеменниками. Поэтому ничего, что они могли бы передавать по наследству, накапливая в семье, у них не было. Получается, что брак по расчету был просто не нужен.
И когда же возник расчет?
Когда возникли земледельческие и скотоводческие общества, где появились излишки чего-то, что можно было запасать, накапливать, сохранять и передавать по наследству. Очевидно, что и в нашу эпоху нам есть что передать нашим детям.
Антрополог, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН.