Когда мой сын вырос и обзавелся семьей, я была уверена, что легко приму любое их решение. «Взрослые дети, — думала я, — могут позволить себе жить, где хотят и как хотят, в любом городе и любой стране». Я наивно думала, что ничего не изменится в моем ощущении после того, как родятся внуки.
Но в тот вечер, когда сын позвонил и сообщил, что его малышка только что появилась на свет, и мы вместе с ним всплакнули от трогательности момента, я поняла, что мне немедленно хочется их увидеть. Быть рядом, быть свидетелем наших семейных чудес. Я шла с работы ошалевшая от счастья, считая часы до утра, чтобы приехать в роддом и увидеть малышку, которую мы так долго ждали: придумывали ей имя, пытались вообразить, какой она будет. Мне не терпелось поделиться своим счастьем со всем миром!
Что-то похожее я переживала, когда родила сына, но тогда счастье дополнялось тревогой. Мне было 22 года, и уверенности в том, что я справляюсь с материнством, не было. Сейчас мне 51, носить, рожать и кормить предстояло не мне, тревога за то, как ребята справятся с этим процессом, не накрывала меня с головой, я верила в них. Поэтому мне досталось сплошное счастье.
Три с половиной килограмма счастья, которые ты держишь в своих руках, будут прирастать, и счастья будет все больше
В то утро я сказала нашей крошке, которая, конечно же, кажется мне самым красивым младенцем на свете: «Мы очень ждали тебя. Мы очень рады, что ты появилась на свет. Я — твоя бабушка, ты — наша малышка». Она смотрела на меня внимательно, и я уверена, что понимала, о чем я говорю. Несколькими днями позже я держала ее на руках, она спала, мы пили чай, казалось, что все происходит каким-то очень правильным образом. Мы всматривались в ее личико, находили похожие на всех нас черты, обсуждали, какое имя ей все же смогло бы подойти.
Самый сложный момент случился, когда нам предстояло расстаться. Три с половиной килограмма счастья надлежало оторвать от себя и положить в кроватку, отправившись работать. Вот тогда я подумала: «Ну какой другой город или другая страна?!» Я не хочу, чтобы кто-то куда-то уезжал. Я хочу быть свидетелем того, как она растет! Буду, как моя бабушка, при каждой встрече восклицать: «Как же ты выросла!», даже когда расстаемся всего на неделю, ведь сейчас она меняется и растет так быстро.
Быть бабушкой — это верить в своих детей как родителей, они взрослее и мудрее, чем была когда-то я. Принимать собственное безвластие, соглашаясь с правилами, которые теперь устанавливаешь не ты. Скучать по еще одному близкому человеку, всматриваясь в фотографии и видео. И видеть, как жизнь твоего рода продолжается. Три с половиной килограмма счастья, которые ты держишь в своих руках, будут прирастать, и счастья будет все больше. Как, наверное, и забот. Но оно того стоит.