«Булочка», «плюшечка» и прочие сладости: как влияют на детей их семейные прозвища
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В отличие от представителей других биологических видов, человеческий детеныш полностью зависит от своих родителей: без них ему не выжить. Чем больше времени родители проводят вместе с ребенком, тем сильнее некоторые из его черт кажутся им привлекательными.

Что именно нас так умиляет? Согласно исследованиям, это:

  • большая (по отношению к телу) круглая голова;

  • большие глаза, находящиеся выше середины лица;

  • пухлые щеки;

  • большой лоб;

  • округлое и мягкое на ощупь тело.

В мире животных

Но не одни лишь представители человеческого вида рождаются с большими глазами, мягкой кожей, большими щечками и круглым тельцем. И эти внешние признаки вызывают у нас сильную потребность заботиться о малышах — не только своих, но и, например, о котятах или щенятах. Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос кроется в нашей физиологии. Согласно исследованиям австрийского ученого и Нобелевского лауреата Конрада Лоренца, при восприятии существа с пропорциями, подходящими под «детскую схему», у нас активируется особая система головного мозга, называемая мезокортиколимбической. В результате чего и возникает чувство наслаждения и желания заботиться о ком-то, потребность обнять и прижать его к себе.

Именно поэтому часто ласковые слова в отношении детей приходят из мира животных: «птенчик», «котенок», «зайчик» напоминают о детенышах — чаще пушистых или пернатых, которых одно удовольствие гладить, ласкать и защищать. Даже если некоторые из этих животных с первого взгляда в реальной жизни не кажутся особо симпатичными (например, «мышка»), в данном случае размер имеет значение. Зверек крохотный и трогательный, а значит, с ним можно сравнить малыша.

И наоборот, некоторые родители выбирают для прозвища животное, которое символизирует силу и мощь: «тигренок», «медвежонок». Когда папа называет маленького сына «львенком», срабатывает подсознательное, считает психолог Этти Бюзин: «Этот папа был, скорее всего, застенчивым и робким. И подобное прозвище „указывало“ сыну путь к избавлению от этого наследства, демонстрировало, насколько отец мечтал, чтобы мальчик был более боевым и смотрел на мир смелее, чем он сам».

Так бы и съела!

Многие матери, придумывая отдельное нежное прозвище каждому из своих детей, используют что-то очень вкусное или сладкое: «булочка», «конфетка». И этому явлению также есть объяснение.

Человеческая психика на самом примитивном уровне ориентирует наши вкусовые ощущения на сладкое, жирное и приятное внешне. Ассоциативный ряд автоматически, вербально вызывает у человека приятные ощущения при взаимодействии с объектами, похожими на вышеописанные.

Другой базовой особенностью психики является стремление к обладанию собственностью, добычей. Так, добытая еда (добыча) является стимулом для дополнительного выброса «гормона радости» — эндорфина. Мозг поощряет нас за то, что мы что-то «добыли». В данном контексте ребенок аксиоматично воспринимается нами как самая большая и значимая «собственность», перманентная «добыча».

В повседневной жизни в поисках приятных ощущений мы бессознательно ищем привлекательные объекты, которые сублимируем в проективные отношения с самыми близкими людьми (детьми), ассоциируя их с приятной, привлекательной едой.

Быть чутким к ребенку

Интимные, семейные прозвища, придуманные от избытка чувств, тем не менее могут ранить. Примеряя малышу домашнее имя, проследите, чтобы оно не носило негативный или иронический оттенок. Если родители в припадке нежности называли свою дочку «пампушечкой» или «пышечкой», то вполне вероятно, что начиная с подросткового возраста эта девочка будет чередовать обжорство с изнурительными диетами, что может привести к таким заболеваниям, как анорексия.

«Не выносить из избы» семейные прозвища становится крайне важным начиная с примерно шести-семи лет. Эти слова могут успокаивать и вселять уверенность в домашней обстановке, но они способны унизить ребенка, когда произнесены за пределами дома.

Это возраст, когда ребенок особенно сильно не хочет отличаться от других, чтобы быть принятым среди сверстников. И назвать его «конфеткой» перед взрослыми не из числа родственников и особенно перед друзьями-ровесниками значит напомнить ему, что он еще ваш малыш, в то время как ребенок, напротив, делает все, чтобы казаться сильным и взрослым.

Пауль Паулюс

Психоаналитик, специалист в области классического психоанализа