Моя дочь нормально училась в школе, хорошо сдала ЕГЭ и поступила в престижный вуз в соседнем городе. С учебой там не задалось, уже в середине второго года ей пришлось взять академ. Дома она скучала, немного подрабатывала, в институт вернулась с энтузиазмом. Но, увы, надолго этого запала не хватило. Второй курс она закончила, а с третьего ушла в новый академический отпуск. Она объясняет, что ей тяжело в чужом городе, она не может себя заставить регулярно учиться, у нее нет силы воли... Мне пришлось купить квартиру в этом городе и переехать вместе с ней. Я со страхом жду новой попытки учиться и боюсь, что даже это не поможет. Хотя она убеждает меня в обратном.
Наталья, 48 лет
Важно найти и разобраться в истинных причинах такого отношения к учебе и поведения вашей дочери. Попробую сделать несколько предположений.
Первое. Если выбор престижного вуза был не ее, а ваш. Или дочь уговорили, и она уступила. Это самая распространенная причина подобного поведения — отсутствие мотивации. А если выбрала сама, но разочаровалась, то теперь боится, не хочет в этом признаться даже самой себе, ведь столько вложено! Или не хочет расстраивать вас или кого-то еще.
Бывает, что молодые люди не осознают, что им не нравится выбранная профессия, специальность. Исходят из того, что надо получить образование. Относятся к институту как к школе, как к чему-то обязательному. Но это не так — вуз, специальность можно поменять. Главное, найти свое призвание, предназначение, найти то, чем нравится и хочется заниматься.
Второе — отношения. Ничего не сказано про общение, про подруг, про парня. Возвращаясь к учебе, ваша дочь каждый раз попадает в новый коллектив, насколько это болезненно для нее? Или наоборот, она надеется встретить единомышленников в новых потоках. Интересно, как у нее складывалось общение со сверстниками в школе. Такое впечатление, что ваша дочь разочаровывается, что у нее есть какие-то ожидания, которые все время не оправдываются, и она уходит из института до лучших времен.
И третье. Стоит понять, нет ли у нее депрессии или депрессивного состояния. Есть ли значительное снижение мыслительных процессов, двигательной активности и настроения на длительный срок? Не стоит пугаться этого, причины могут скрываться в первых двух моих предположениях. Все это корректируется с помощью специалистов.
Хорошо, что, выйдя из академического отпуска, дочь все-таки закончила очередной курс. Это говорит о ее ответственности и наличии силы воли. Вы пишете о своих страхах, что она не сможет учиться, как будто это — главная цель, ценность в жизни. Высшее образование, конечно, важно в современном мире, и желательно его получить, но в то же время оно не должно стать самоцелью, достижение которой может стоить больших жертв. Тем более всегда есть возможность получить его позже.
Вы сделали и продолжаете делать очень много для своей дочери. Даже купили квартиру в городе, где она учится, и переехали. Вы очень хотите, чтоб у нее все сложилось благополучно. И вместе с тем вам стоит снизить свою тревогу по поводу учебы, чтобы дочь не ощущала повышенную ответственность, которая только осложнит ей возвращение в университет.