Поведенческий аналитик, детский семейный психоконсультант, профессиональный коуч, автор блога о воспитании детей
Сайт

Моя семилетняя внучка часто болеет простудными заболеваниями и после выздоровления еще одну-две недели не ходит в садик. С сентября прошлого года она посещает санаторную группу, но болезни продолжаются. Девочка сообразительная, общительная, но не выдерживает и одного месяца без пропусков в саду. Родители пытались водить ее и на гимнастику, и на танцы, но прекратили по той же причине — болезни.

Прошлым летом внучка 18 дней провела в летнем лагере. Всю смену чувствовала себя отлично: хорошо ела, спала, участвовала в мероприятиях, общалась и с маленькими, и с большими детьми. Такое ощущение, что она может «вызывать» свою болезнь, если ей что-то очень не нравится. Ведь, к счастью, никаких серьезных диагнозов у нее нет.

Как выяснить, в чем здесь дело? И как можно ей помочь? Родители верят, что пройдет само, а меня все же интересует профессиональное мнение.

Елена, 49 лет

Елена, опираясь на практический опыт и опыт общения с педиатрами, хочу отметить, что частые болезни при посещении детского сада — распространенное явление. Иммунная системы привыкает к работе в социуме, если можно так выразиться. Для кого-то это процесс быстрый, а кому-то он дается труднее. Это зависит от многих факторов — как от физиологических, так и от особенностей нервной системы и восприимчивости ребенка в целом. Вы сравнили походы в детский сад и на кружки с летним лагерем. Я не врач, но по опыту знаю, что летом заражения происходят редко, в целом в этот сезон заболеваемость снижается.

Как поведенческий специалист не могу не отметить природу ваших опасений. Вы бы хотели продиагностировать причину болезней внучки, определить ее каким-то явлением, например, назвать психосоматикой. Но мы, специалисты, работающие по поведенческой модели, стараемся избегать так называемых циркулятивных объяснений, к которым часто стремятся другие специалисты и наши новые клиенты.

Что такое циркулятивные объяснения? Это когда причиной проблемы становится тот или иной штамп, диагноз, психотип, возрастной кризис или еще какой-то неизмеримый и непонятный параметр, который объясняет проблему, но не дает решения.

То есть когда предположение строится на попытке доказать, что оно верно, но сам факт не дает никаких решений

Все-таки я бы рассматривала те заболевания, которые возникают у вашей внучки, как повод задуматься об укреплении иммунитета, грамотном распределении нагрузки, внедрении здоровых привычек и, наверное, прежде всего, проконсультировалась бы с проверенным педиатром.

Если есть реальные опасения, что внучка заболевает, чтобы избежать выполнения каких-то задач, то я бы порекомендовала не «выводить ее на чистую воду», а научить открыто говорить о своих потребностях. И потом уже, принимая ее чувства во внимание, учить где-то бережно преодолевать себя, где-то усилить работу над сознанием мотивации, а иногда и прислушиваться к ней, чтобы не было повода притворяться.