Сейчас, когда я пишу этот текст, мне очень плохо. Депрессия вернулась и развернула боевые действия. Это уже не легкий намек и не переговоры, она здесь, захватила меня. Я с трудом проживаю каждый день. Разница между здоровым состоянием и депрессивным лучше всего видна на примере утреннего распорядка.
1. Я успеваю намного меньше
В нормальном состоянии я очень люблю утренние часы. Это «мое» время — еще до того, как проснется партнер, до того, как я включусь в ежедневные обязанности, закрыв за собой дверь квартиры. Обычно я встаю за 3 часа до выхода из дома. Занимаюсь йогой, принимаю душ, выгуливаю собаку, делаю макияж, укладываю волосы, завтракаю, подбираю одежду, собираю сумку. За 3 часа я успеваю очень много и, главное, делаю это с удовольствием.
Сейчас мне едва хватает этих 3 часов, чтобы собраться на работу. 3 часа уходит на то, чтобы встать с постели, принять душ (если на это есть силы), замазать темные круги под глазами, спрятать всклокоченную шевелюру под шапкой и выйти на улицу. Большую часть времени я «залипаю» и лишь в перерывах между «залипаниями» могу совершать какие-то действия. В состоянии депрессии даже самая простая задача требует невероятного количества усилий, на которые мой организм просто не способен. Из-за этого мне приходится менять утренний распорядок, чтобы сохранить силы для предстоящего дня.
2. Я меняю подход к макияжу
Если вообще его делаю, конечно. Кстати, это один из самых верных признаков для тех, кто любит краситься. Если вам больше не хочется доставать кисточки, карандаши для глаз, праймеры и корректоры — пора беспокоиться.
Обычно я люблю пользоваться косметикой, но в депрессии ее назначение для меня меняется. Смысл уже не в том, чтобы выглядеть хорошо. Я заменяю тушь водостойкой на случай слез, без которых не проходит и дня. Перестаю пользоваться подводкой, потому что она растечется по щекам под потоком слез. У меня нет сил на контуринг — вместо этого я наношу дополнительный слой средства для фиксации макияжа в бесплодной надежде, что оно поможет сохранить лицо.
3. Я иначе выбираю украшения
С детства я обожала украшения. До сих пор люблю придумывать необычные сочетания — возможно, просто не наигралась в это. Но в состоянии депрессии я почти перестаю носить украшения, а если и ношу, то вкладываю в свой выбор особый смысл.
Например, надеваю «подвеску силы» с зодиакальным знаком Льва и кольцо Чудо-женщины. Начинаю носить фитнес-браслет, потому что в нем есть встроенная функция дыхательных упражнений — это помогает мне дышать в тяжелые моменты. Иногда эти вещицы — единственное, что позволяет мне чувствовать себя способной пережить предстоящий день.
4. Я начинаю опаздывать
Я «жаворонок» и очень пунктуальный человек: почти всегда прихожу за 15 минут до назначенного времени. Но с возвращением депрессии с каждым днем выхожу из дома все позже. Я перестаю выполнять утренние обязанности. В последнее время я перестала выгуливать собаку по утрам. Я хочу, но не могу. И из-за того, что я не сообщаю об этом партнеру заранее, нам приходится решать эту проблему буквально перед выходом из дома. В итоге мы оба рискуем опоздать.
Мне приходится много работать над собой, чтобы не поддаваться разрушительному влиянию депрессии
Во время терапии я узнала о концепции эмоционального избегания. Депрессия заставляет отказываться от мыслей, чувств, физических ощущений и любого другого опыта, который в нормальном состоянии меня бы заинтересовал. В долгосрочной перспективе это играет против меня. И хотя теперь я понимаю, как это работает, мне приходится очень много работать над собой, чтобы не поддаваться разрушительному влиянию депрессии. У меня есть план на следующую неделю: не поддаваться депрессии и вернуть утренний распорядок в прежний вид. Постепенно, шаг за шагом, вернуть и разорвать этот порочный круг.
С чего лучше начать? Пожалуй, когда утром в понедельник зазвенит будильник, я не нажму «отложить», а встану и разверну коврик для йоги, это будет хороший первый шаг.
Источник: YourTango.