Бурное воображение — удел творческих личностей, которые могут представить в своей голове, кажется, все, что угодно, а затем перенести это на холст бумаги, написать стихотворение или симфонию. В то же время видеть в голове картинки — будь то сны, приятные воспоминания о прошлогоднем лете или фантазии о возлюбленном — способны большинство из нас. Но не все.
С необычным психофизическим состоянием уже 18 лет в Новосибирске живет Катя Васильева — врачи диагностировали у нее полное отсутствие воображения.
Девушка недавно успешно сдала ЕГЭ, получила аттестат с отличием и золотую медаль. Сейчас она учится в техническом вузе на факультете автоматики и вычислительной техники.
До старших классов о своей необычной проблеме Катя даже не подозревала. Так, с точными науками у нее никогда не было проблем — но тяжелее шла история, география, русский язык и литература. Трудно давались и сочинения. При этом на английском языке девушка говорит, читает и пишет свободно.
Правда вышла наружу во время подготовки к ЕГЭ, когда у отличницы-перфекционистки произошел нервный срыв. Он призналась маме, что больше не в состоянии заниматься, так как «перед глазами — чистый лист».
Родители обратились в детский психоневрологический диспансер, где девушке выписали антидепрессанты. Во время регулярных бесед с психологом совершенно случайно выяснилось, что во время чтения Катя не видит никакой картинки в своей голове.
Не болезнь, а состояние
Психотерапевты объяснили Кате, что афантазия — это не заболевание или расстройство, а врожденное состояние головного мозга, с которым ничего поделать нельзя. Связи между участками в мозге, которые отвечают за визуализацию, нарушены.
Так, врач-психотерапевт Игорь Лях говорит, что афантазия — это генетическое состояние, однако науке пока неизвестно, каким образом оно наследуется.
«Из опыта наблюдения за людьми, которые испытывают разного рода неврологические страдания, можно сделать вывод, что афантазия может приобретаться. В то же время есть косвенное подтверждение того, что афантазия может развиваться как определенное последствие токсических повреждений головного мозга, но эти данные пока еще недостаточно объемные и недостоверны», — отмечает врач.
Также ученые предполагают, что при высоком уровне стресса часть нейронов может плохо работать — бывает, воображение из-за этого утрачивается на время, но потом снова восстанавливается.
В то же время, говорит Игорь Лях, человеческий мозг хорошо адаптируется к дефицитам восприятия — к задачам, которые одни люди решают с помощью представления картинок, люди с афантазией подходят иначе — с помощью памяти и логических действий.
Почти без снов
Катя признается, что отсутствие воображения не мешало ей жить, и она была убеждена, что никто из ее друзей и знакомых не видит никаких картинок в голове.
В то же время после слов врача девушка сразу поняла, почему ей было сложно запомнить, например, географическую карту — приходилось заучивать расположение объектов наизусть. Исторические события в ее голове тоже не представали единым целым — лишь в виде зазубренных кусков текста. Не получалось и рисовать — только срисовывать.
«Моя память — это больше знания, а не зрительные образы, — говорит девушка. — Например, я знаю, как выглядит звезда, но представить ее образ в голове я не могу. Я закрою глаза и глазами проведу образ пятиконечной фигуры, потому что мне это известно, а не потому, что в голове возникла картинка».
Кроме того, Кате сложно запоминать лица людей. Так, если она увидит на улице знакомого, то сразу узнает, но описать, как он выглядит уже не сможет. Она знает, какого цвета глаза у ее подруги — но лишь потому, что запомнила это, ее лицо не всплывает в ее голове.
То же происходит в кинотеатре — в памяти остаются детали одежды персонажей, какие-то сцены. Но если закрыть глаза, изображение на сетчатке глаза остается только на две-три секунды, потом наступает темнота. При этом сюжет картины девушка может воспроизвести с легкостью. Снов Катя почти не видит или не помнит.
Мать девушки недоумевает, как она могла не заметить, что «ребенок не может мысленно представить даже треугольник».
«Я бы хотела сказать другим родителям, что дети не всегда учатся плохо, потому что они ленивые. Бывает так, что они просто не могут, стараются, но у них не выходит. Обратите внимание, проясните некоторые вопросы, возможно, есть и другие дети с афантазией», — советует мать Кати.
По материалам