Полтора года назад мой 15-летний сын покончил с собой. Я виню себя. Я не дала ему безусловной любви, которую дают все матери детям. В его восемь лет у нас с мужем родилась дочь, она была очень капризная, все время требовала внимания. Я не знала, чем дышит, чем живет сын, не было эмоциональной связи. Чем старше он становился, тем сильнее он закрывался, мы пытались достучаться до него, но тщетно.
Последний год учебы был на дистанционке, он почти не учился, сидел в онлайн-играх. А в девятом классе, когда должны были быть первые экзамены, он прослушал школьное собрание, которое предназначалось для взрослых, и совершил самоубийство.
Я за эти полтора года все прочитала про суицид и про влияние интернета. Я поняла, что онлайн-игры видоизменили его мозг и в тот момент, когда он вынырнул из них на поверхность, он не захотел проиграть в реальности и выбрал этот путь.
Он ушел, а у меня персональный ад на земле. Я через три месяца пошла к психотерапевту, пила девять месяцев сильнейшие антидепрессанты, сейчас их действие закончилось, и я не знаю, что мне делать.
У меня дочь, муж, родители. Но я не нахожу сил жить, я провалила самый главный свой экзамен — материнский. Я хочу встроить вину в свою жизнь и жить дальше. Пусть по-другому, но жить. Я не верю в бога, только в себя. Ношу маску для всего окружения. Мой мир рухнул, я не справилась. Как помочь себе? Не сойти с ума, не ожесточиться?
Людмила, 42 года
Людмила, добрый день! Вы действительно столкнулись с тяжелейшим испытанием в вашей жизни, и все ваши чувства абсолютно естественны: боль, горечь, ужас от потери близкого человека, накрывающая вас вина.
Вы говорите, что сейчас вы в маске для всего окружения, в том числе для самых близких, и это — самая большая ошибка. Вам необходимо помочь себе пройти этот период, и для этого крайне важно не подавлять и не замаскировывать эти чувства, а прожить их.
Процесс, который вы сейчас проживаете, называется гореванием. И для того, чтобы «как-то жить дальше» и «не сойти с ума», очень важно пройти его — отогревать. Вам нужно не скрывать свои чувства, а говорить о них. С психотерапевтом, с близкими, с окружением. Эти разговоры могут быть тяжелыми, но именно это проговаривание поможет вам безопасно, без обесценивания и запретов прожить сложные эмоции.
Важно говорить обо всем, что вы чувствуете, столько, сколько необходимо, это поможет приблизить вас к реальности. Ревите от злости, бейте подушку в отчаянии — но только не зарывайте это все внутри себя. Крайне тяжело проживать утрату близкого человека, но еще тяжелее заставлять себя быть в маске и не давать возможности тяжелым чувствам выйти наружу — от этого действительно можно сойти с ума.
Когда мы переживаем такие потрясения, забота о себе и поддержка себя — необходимое звено. Смотрите, сейчас у вас действует некий внутренний механизм: одна часть вашей личности обвиняет, другая — обвиняемая. Очень важно примирить их, выйти из самообвинения, злости и самонаказания к пониманию, принятию, заботе, поддержке. Но это не произойдет быстро.
Настройтесь на длительную и глубокую работу, как медикаментозную, так и разговорную терапию — оба варианта в комплексе вам сейчас необходимы
Я понимаю, что вам не хочется всю жизнь пить препараты, но это и не понадобится, если вы поддержите себя сейчас, в сложный период. Думаю, что девять месяцев медикаментозной терапии в вашем случае недостаточно, внимательный психиатр должен подобрать правильный курс лечения.
Также нужно ответственно подойти к выбору разговорной терапии и сразу настроиться на то, что это будет длительный период. Специалист поможет вам понять, что чувство вины для вас сейчас — это способ защиты от той боли, с которой вы не смогли справиться. Но когда вы увидите варианты исцеления боли, вы начнете постепенно освобождаться и от чувства вины.
Сейчас чувство вины блокирует естественное проживание утраты. И для самостоятельной работы я бы вам рекомендовала технику «Дождик». Нужно представлять, как перед вами идет дождь, смотреть на него и позволять невыплаканным слезам уходить. Делать это нужно от нескольких минут до 10-15 минут в день и повторять регулярно. В завершение нужно увидеть и принять просвет, радугу или лучи солнца, которые появились после дождя, как новый образ жизни и действий.
В терапии необходимо постепенно переводить фокус внимания с травмирующей ситуации на ресурсные состояния. И именно ваш огромный внутренний ресурс, доступ к которому вы можете получить в личной терапии, поможет вам обновить себя и свою жизнь.