МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Игра помогает нам, взрослым, понимать детей и вырабатывать общий с ними язык»
Лицензированный клиницист-психотерапевт, живет и работает в Нью-Йорке, специализируется на проблемах семьи и детей. В течение 10 лет работала психотерапевтом и супервизором в клиниках Еврейского совета по делам семьи и детей. Основала многопрофильную терапевтическую программу раннего вмешательства «KidsPower» и руководила ею до 2012 года. Была спикером на форуме «Каждый ребенок достоин семьи», проходившем в Москве в 2013 году. Преподает методику DIR/Floortime специалистам из разных стран, работающим с детьми с расстройствами поведения и расстройствами аутистического спектра.
Psychologies: Насколько важна для детей игра?
Галина Ицкович: Игра не просто важна – она необходима для развития ребенка. Даже если некоторые игры могут казаться примитивными или однообразными, они выполняют важную функцию. Для ребенка любая игра – такая же продуктивная деятельность, как для взрослого работа. Результат работы для взрослого – продукт, что-либо, что он произвел. Для ребенка продукт игровых усилий – это новое понятие (например, «части объединяются в целое», причинно-следственная связь и так далее). По сути, игра и есть первая работа маленького человека. Так что стоит отнестись к играющему ребенку как к ученому, ставящему важный научный эксперимент, или конструктору, строящему прибор по чертежам. Играя, дети изучают мир. Играя, они осваивают стиль поведения, который позже станет их стратегией и тактикой в общении с другими людьми. Игра для ребенка – способ взаимодействия с миром.
Дети умеют играть от рождения или их этому надо учить?
Г. И.: Приглашение к первой совместной игре обычно исходит от взрослого, который ставит перед ребенком какую-то задачу. Например, улыбнуться в ответ на улыбку. Для этого ребенок должен научиться менять выражение лица, напрягать одни мышцы и расслаблять другие. Для него это серьезная работа. А взрослый, произносящий «агу», вдобавок к этому приглашает ребенка овладеть искусством имитации. В этой самой первой игре всех времен и народов ребенок осваивает сложное взаимодействие между лицевыми мышцами и голосовыми связками: чтобы ответить на «агу», необходимо либо округлить рот, имитируя визуальный ряд, либо воспроизвести звук в ответ на звук, который он услышал, либо просто растянуть губы в улыбку. Затем игра усложняется. За первой интерактивной игрой следуют «ладушки», потом, в 3-4 месяца, другие игры, в которых используется не только открытая ладонь, но и пальцы, вроде «сороки-вороны». К 5-6 месяцам появляется игра в «ку-ку» – она помогает ребенку, который недавно открыл для себя, что предметы и люди продолжают существовать даже после того, как они исчезают из его поля зрения, «закрепить материал».
Обычно у ребенка есть какая-то любимая игрушка, например медведь или заяц. В чем ее смысл?
Г. И.: К 9 месяцам у малыша начинает складываться внутренний образ мамы и возникает первая тревога, когда мама уходит. И ребенок учится справляться с ней с помощью мягкиx игрушeк. Они исполняют функцию переходного объекта – который, хоть и не мама, все же обладает магическим даром утешения в глазах малыша. Ребенок носит плюшевую зверушку за собой повсюду – так он начинает строить свой собственный мир. Это его первый шаг к самостоятельности.
И какой же следующий шаг?
Г. И.: Качественное изменение происходит в конце первого года. Ребенок начинает ходить. Приблизительно в 12 месяцев игра «ку-ку» преобразуется в другую, сопоставимую по степени острых ощущений, – прятки. Теперь ребенок проявляет гораздо больше инициативы. Его возможности расширяются, и он готов изобретать новые и новые варианты игры, проигрывая различные сценарии таинственного исчезновения и возникновения. Умение играть самостоятельно – следующий важный шаг в эмоциональном развитии.
Часто, говоря о детской игре, подразумевают ролевые игры: в магазин, парикмахерскую, в дочки-матери. В каком возрасте дети начинают в них играть и зачем они нужны?
Г. И.: Период ролевых игр – это 2,5-4,5 года, когда расширяется и словесный репертуар ребенка. В это же время он играет в символические игры (это знаменитое детское «А это будет…»), которые превращают кустарник – в дом, стул – в поезд и вообще что угодно – во что угодно. В это время ребенок не только воспринимает символы – он начинает самостоятельно оперировать ими. Сначала он просто подражает взрослым, потом постепенно усложняет сценарий игры и добавляет ситуации, которые сам придумывает. Ролевая игра позволяет ребенку выйти за пределы собственных возможностей (например, он может примерить роль взрослого профессионала или старшего члена семьи), совершить мысленный эксперимент и вернуться в безопасность своей комнаты. Так ребенок повторяет на новом витке развития то первое, робкое отделение от матери, которое знаменует начало индивидуальности. Он выстраивает собственный символический мир.
Почему этот символический мир так важен для детей?
Г. И.: В этом мире ребенок может безопасно проиграть сложные ситуации (например, «меня забыли», «я потерялся»), поискать различные способы их разрешения. Также он может проиграть сюжеты, которые он наблюдал в жизни и которые вызывают у него тревогу. Игра в этом возрасте часто состоит из темы с вариациями. В ней повторяется общий сценарий – но развиваться он может по-разному: «я потерялся, но меня нашла бабушка», «я потерялся и стал жить один»). Так ребенок отрабатывает свой собственный подход к решению жизненных задач. Ребенок репетирует знакомые и вымышленные ситуации во время игры, как если бы музыкант репетировал перед концертом.
А что делать взрослому в такой игре?
Г. И.: Роль взрослого состоит в том, чтобы поддержать ребенка в игре, ободрить его. Это помогает ребенку понять, что его попытки осмыслить ситуацию, его мнение – ценны и заслуживают уважения. А вот настаивать на собственном решении взрослому не стоит, даже если ему и кажется, что он «знает, как правильно». Потому что дети реагируют на это протестом, и дело может кончиться отказом играть вместе, потерей интереса к игре и даже истерикой. В отдельных случаях дети, вроде бы принявшие условия взрослого игрока, реагируют на его вмешательство тревогой и чувством беспомощности.
Тогда, может быть, взрослым лучше совсем отказаться от участия в играх и не мешать?
Г. И.: Если взрослый – родитель или воспитатель – избегает игрового общения или оно ему неприятно, то ребенок может ощущать напряженность или недоумение, может сделать вывод, что область чувств – запретная или опасная зона. Ребенок также может чувствовать себя одиноким или считать, что он не умеет выразить адекватно свои эмоции, а это в конечном счете приводит к понижению его самооценки. Кроме того, отказываясь от совместной игры, мы оставляем детям очень мало возможностей для того, чтобы сформировать с нами значимые связи. Тогда как игра помогает нам, взрослым, понимать своих детей и вырабатывать общий с ними язык. Ритм и темп совместной игры могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка – один обрабатывает информацию быстрее, другому требуется дополнительное время. Взрослым важно уловить потребности ребенка.