Я жду Юлю в кафе в самом центре посткарантинной Москвы. Она заходит в маске. Я в дальнем углу, тоже в маске. Два настороженных персонажа, которые возвращаются в мир людей после снятия ограничений. «Я буду имбирный чай, хоть что-то противовирусное…» — улыбается Юля. Мы выглядим немного нелепо, обеим и страшно, и смешно. Вокруг — расслабленные люди…
Спрашиваю про шахматы. «Да. Я активно пользовалась именно этой тактикой, когда играла. Я импульсивный человек, терпение — мое слабое место. Мне нравились острые ситуации, возникающие в игре, ведь часто партии длились долго и нудно. Невыносимо часами передвигать туда-сюда пешки. Я рисковала… И в жизни поступала так же. Не уверена, что это правильно».
Psychologies: Вы говорили, что из-за неполученного диплома считали себя недоактрисой и потом пытались доказать, что профессионал. Вы умышленно поставили себя в ситуацию, которая стимулирует развитие?
Юлия Снигирь: Нет. Случился конфликт с педагогом. Сейчас бы я институт окончила. Хорошо иметь мотивацию, но мне кажется, творческая профессия предполагает какую-то долю пофигизма и легкости. Этого во мне не было. Но зато, как бы пафосно это ни звучало, я всего добилась сама.
Я росла в маленьком городе, приехала в Москву ни с чем. С одной стороны, это дало мощный стимул. С другой — я до сих пор чувствую недостаток образования, мне кажется, я много времени теряла, просто чтобы выживать.
Вы первокурсницей снялись в «Обитаемом острове», и вся Россия была завешена билбордами с вашим изображением. Любая другая начинающая актриса была бы счастлива, но, кажется, вы таковой не выглядели?
Я злилась: «Вы меня развесили по всему городу, а я мыльный пузырь, который вы зачем-то надули». Была обижена на весь мир. Казалось, все видят, какая я слабая актриса. Инопланетянка, правильная как пионервожатая.
Съемки в Будапеште с Брюсом Уиллисом в «Крепком орешке», попытки делать карьеру в Голливуде — все это тоже уверенности не прибавило. Я снялась в Америке в паре картин, ходила на пробы, но меня это не радовало. Я сразу ощутила: это не мое место, мне было неуютно.
Долгое время жила на чемоданах, а потом подумала: «Юля, а зачем ты снимаешь углы то тут, то там, давай найди квартиру надолго». И я нашла.
Это была прекрасная квартира в Беверли-Хиллз. Вы заплатили за год вперед и сбежали через неделю… При этом вас утвердили на роль жены Кеннеди в фильм «Убийство Кеннеди». Вас даже просили не покидать город, а вы…
Купила билет и улетела в Москву. О том, что я улетаю, сообщила из самолета. Все были в шоке. Я даже не забрала какие-то вещи, они не вместились в чемодан. И знаете, нужно было уехать раньше! Никаких творческих прорывов у меня там не случилось, никаких открытий в себе я там не совершила…
О природе насилия
Героиня Юлии Снигирь в сериале «Хороший человек» — следователь Евгения Ключевская. Ее командируют из Москвы в провинцию для поимки серийного убийцы. По сути, она едет туда не только для того, чтобы найти маньяка, но и чтобы разобраться в себе. Отец-садист бил мать. Женя хотела его убить, но не смогла. Она отомстила иначе — стала следователем и посадила в тюрьму.
Но детские проблемы не отпускают. Каждый сильный мужчина ассоциируется у нее с отцом. Константин Богомолов, режиссер и один из сценаристов сериала, делает акцент не на детективной линии, а на исследовании природы насилия. Любопытно, что одним из мест, где снимался триллер, стал подмосковный поселок Снегири.
Сериал «Хороший человек» выходит на видеосервисе START.
А вы относитесь к актерству как к возможности покопаться в себе и что-то открыть?
Я отношусь к этому как к работе. Копаться в себе — часть работы. Я это не люблю, это болезненно. Особенно сложно было, когда я играла Салтычиху в «Кровавой барыне». Многие актрисы побоялись согласиться, а я рискнула.
Хотя, конечно, эта роль на мне отразилась не лучшим образом. Со мной на протяжении всех съемок происходили мистические вещи. Например, снимаем сцену, где мою героиню тошнит, а потом меня дома всю ночь рвет, приходится вызывать скорую. Снимаем нападение на Салтычиху, и мне нечаянно сворачивают шейный позвонок, я попадаю в больницу. Какие-то проблемы были постоянно.
Вы были как будто в коконе негатива, а как же вы общались с родными, когда возвращались домой вечерами?
Домашние меня терпели. Они мечтали о том дне, когда закончатся съемки, потому что я была не очень приятным человеком. Хотя сын Федор мне помогал, я на него переключалась… Конечно, та работа расшатывала мою нервную систему. Я в обычной жизни резко на все реагировала, была раздражительной, злилась.
В каком-то смысле я «зеркалила» свою героиню, про которую придумала, что она истеричка, неприятно орет, переходя на визг. Иногда на съемочной площадке я взрывалась, повышала голос, во мне было много ярости.
Такое случалось пару раз в присутствии группы, и мне становилось стыдно, я просила прощения… Работа оказалась настолько напряженной, что я год после «Кровавой барыни» не могла сниматься, отказывалась от всех историй.
Трагедии, драмы — ваша стихия, это как-то связано с характером?
Возможно, потому, что я по своей натуре мрачный человек. У меня трагический взгляд на мир. Люблю придумать себе что-то ужасное.
Вы вообще кладезь разнообразных страхов. Вас пугают большие скопления людей, хлопки, вы страдаете от клаустрофобии, боитесь смерти…
Ну да. Про страхи — это сразу ко мне…
Еще у вас есть страх голода, потому что в Москве в первое время вы голодали и падали в обмороки от недоедания. Видимо, поэтому у вас всегда забит холодильник. Еще вы боитесь демонстрировать сильные эмоции. Как вы со всем этим живете, удалось побороть хоть что-то?
Нет, пока не получается. Как-то существую. И еще недавно к этой коллекции прибавился страх вируса.
Как вы перенесли долгий и психологически сложный период самоизоляции?
Погрузилась в мое любимое состояние — «я в поезде», когда ничего не нужно решать и все решено за тебя. Я поняла, что, если не найду в этом плюсы, сойду с ума. Подумала: окей, я сижу дома, значит, занимаюсь семьей, домом, такое время.
Я бесконечно готовила. Варила кокосовую сгущенку, запекала капусту с зирой. Научилась профессионально делать котлеты. Еще чуть-чуть, и я бы заделалась в повара. Но подустала и сказала: «Все! Готовьте сами, не знаю, что сегодня на ужин!»
Вашему сыну Федору четыре, в этом возрасте дети часто повторяют за взрослыми. Он пытался вам помогать?
Нет, котлеты он со мной не лепил. Хотя это правильная тема, надо попробовать. Но есть одна проблема — он просто съедает все сразу. На каком-то дне рождения было развлечение — мастер-класс, как делать пиццу. А он пытался все время съесть ингредиенты. Дают тесто, он начинает его есть. Я говорю: «Нет, Федя, не надо». Дают соусом помазать, он тут же его облизывает.
Что в вас изменилось, когда на свет появился Федор?
Абсолютно все. Сместились точки отсчета, изменились ценности. Я очень повзрослела… До его рождения не понимала, что меня ждет. Мне говорили то, что и всем беременным: отсыпайся, отдыхай, потом это время закончится. Но мне ужасно хотелось деятельности: «Чем заняться?!» Когда Федя родился, вопросы исчезли.
Часто с ребенком рождается и страх за него. Растет ребенок, растет и страх. Вы спокойная мама?
Неспокойная. Я курица. Все время кудахчу. Мне кажется, что Федор или замерз, или голодный, или не выспался. Трясусь над режимом. Когда кто-нибудь говорит: «Я со своим ребенком летал на Гоа, днями и ночами он там со мной тусил», — меня это удивляет.
Я не суеверна, но боюсь негативных энергий
А взять на съемки ребенка — это нормально?
Зависит от обстоятельств. Федя приезжал на съемки сериала «Хороший человек».
То есть он был на съемках проекта про маньяка?
Да. Не все же время мы доставали трупы, там и спокойные сцены были. Федор сидел у монитора, тихонечко смотрел. За время дубля он вычислил, кто главный на площадке, подошел к Константину Богомолову и говорит: «Здравствуйте, я Федя! Мне сказали, у вас здесь есть вкусности, можно мне их?» У меня случилась смеховая истерика. Константин Юрьевич не растерялся, сказал, что в буфете есть печенье. Пришлось выдавать…
Был ли у Федора кризис трех лет, который часто родители переживают тяжелее, чем ребенок?
Сейчас стало полегче, но все равно он свои права отстаивает, скандалит.
И, наверное, пытается вас воспитывать так же, как вы его?
Да, рассказывает, что я много сижу в телефоне. Недавно поправил меня. Я спросила: «Ты будешь еще кабачок?» А он сказал: «Нужно говорить: «Будешь ли ты еще кабачков?» Мы решили, что станет лингвистом.
Я поняла, вы про режим, про здоровье. А ваш муж, актер Евгений Цыганов, — про развлечения, как большинство пап? Наверное, он «добрый полицейский»?
Вообще-то строгий. Он больше про развитие: «а давайте вместе что-нибудь придумаем», «что-нибудь слепим», «куда-нибудь съездим».
Как сказывается на Феде то, что у него много братьев и сестер? Обычно, когда есть старшие дети, малыш быстрее развивается.
Это да. Федя, например, пошел очень быстро. Как-то он, еще не умея ходить, весь день гулял с братьями и сестрами. И вот вернулся домой и уже умеет ходить. За старшими тянулся.
У вас есть младший брат, которого вы воспитывали. Наверное, вы органично ощущаете себя мамой мальчика?
Мне кажется, очень правильно, что у меня мальчик. С девочкой мне было бы, наверное, сложнее ладить. И вообще это очень интересное ощущение, Федор растет и начинает чувствовать себя мужчиной.
Очень любит делать мне комплименты: «Мама, у тебя такое красивое платье!», «Ты такая красивая». Замечает все: маникюр, прическу. Спрашивает: «У тебя новые туфли?» или «Ты покрасила ногти?» Бывают моменты, когда он заявляет: «Я мужчина!» Но меня этим не возьмешь. Со взаимоотношением полов у меня все сложно. Всегда была такой: сама, сама, «не надо мне дверь открывать»
О душе и теле
У Снигирь есть ежедневные привычки для хорошего настроения и самочувствия. Каждые 1,5 часа выпивать стакан воды или травяного чая. Делать зарядку хотя бы по 15 минут в день. Несколько минут смотреть на что-то зеленое — это расслабляет. Раз в день смотреть забавное видео или читать что-то смешное. Несколько раз делать радикальное проветривание — открывать на 10 минут настежь все окна.
Больше ходить пешком. Не есть лишнего, особенно перед сном, чтобы организм ночью восстанавливался и вырабатывал достаточное количество мелатонина. Употреблять в пищу суперфуды — киноа, спирулину, кейл, ягоды асаи, чиа, мак. Юлия делает с ними смузи на миндальном, соевом или овсяном молоке.
А теперь, когда вы жена и мама, приняли свою женственность?
Да, мужчина рядом меня в ней убедил. Он настаивает на этом. И, в общем, Федор ему активно помогает, они объединяются и говорят, что за женщиной нужно ухаживать, помогать ей. Муж с сыном в сговоре. Они меня берегут.
Интересно, что говорит муж, когда вы приходите домой с очередным предложением сыграть жесткую историю?
«Все здорово, но, может, что-нибудь полегче?»
Но вы его не слушаете и ныряете из одной сложнейшей роли в другую. В «Новом папе», например, сыграли мать неизлечимо больного ребенка. Как вы справлялись с моральной нагрузкой?
Я старалась на съемках не думать о своем сыне. В книге американского педагога Иваны Чаббак «Мастерство актера» есть такая мысль — «если вы играете смерть близкого человека, представьте себе близкого человека в гробу». Я такое в страшном сне не могу себе представить.
Я не суеверна, но боюсь негативных энергий. Когда снималась у Соррентино, даже не пыталась ставить себя на место героини. Мне было достаточно эмпатии. Я ей сочувствовала, ощущала боль за нее.
Что вы чувствовали на премьере в Венеции?
Эйфорию. Кроме восторга, которым захлебываешься, был какой-то ком в горле. Хотелось зареветь. Теперь я знаю, что такое плакать от счастья.
После просмотра зал очень долго аплодировал стоя, и я понимала, что нахожусь рядом с людьми, которых бесконечно уважаю. А потом ко мне подошел Джон Малкович и сказал, что это потрясающе и он абсолютно раздавлен моей ролью. Для меня это, конечно, событие, я считаю его удивительным артистом.
Мне кажется, вы очень амбициозный человек. Чего вы хотите в карьере?
Я действительно очень амбициозная и не скрываю этого. И я хочу получить «Оскар», сняться у Йоргоса Лантимоса… Но если говорить о желаниях вообще, то их немного: хочу жить в тихом дворе, и чтобы близкие были здоровы. У меня все просто, почти как у героини фильма «Курьер», которая говорила: «Можно я скажу честно? Я хочу маленькую собачку и кабриолет».