Феминизм — движение инклюзивное и широкое, почему же многим женщинам так важно подчеркивать свою к нему непринадлежность, невзирая на фактическую общность взглядов и ценностей? Я подумала и выделила четыре основные причины.
Недостаточная осведомленность и негативные ассоциации
К сожалению, феминистическое движение до сих пор окружено целым набором мифов, с которыми большинство женщин отказывается отождествляться. Феминизм ассоциируется с ненавистью к мужчинам, внешней непривлекательностью, агрессивностью и мужеподобностью. Феминисток обвиняют в бессмысленной борьбе с ветряными мельницами и надуманными проблемами («вот в былые времена был феминизм, за право голоса боролись, а теперь-то что, глупости одни»).
Им только дай что-нибудь запретить, упразднить или измазать менструальной кровью. Не без помощи медиа в общественном сознании прижился образ феминисток как некрасивых злобных фриков с проблемами в сексуальной сфере, которые мечтают запретить мужчин и единолично править миром. И нет ничего удивительного, что женщины, не знакомые близко с реальным феминистическим движением и его представительницами, не хотят ассоциироваться с этим «ругательным словом».
Женщины боятся, что феминизм принесет им еще больше обязанностей и еще сильнее «выхолостит» мужчин
На полочку мифов можно положить еще один небольшой, но важный фактор. Многие женщины уверены, что феминистки борются за то, чтобы женщины добровольно-принудительно стали самостоятельными и сильными, эдакими «мужиками в юбках», спустились в забой, подняли шпалу и понесли. «Но куда нам еще шпалу, если у нас уже есть работа и вторая смена по дому и с детьми? Мы хотим цветов, платье и возможность мечтать о том, что придет прекрасный принц и мы сможем хоть немного отдохнуть на его сильном плече», — вполне рационально возражают они.
Женщины боятся, что феминизм принесет им еще больше обязанностей и еще сильнее «выхолостит» мужчин, уничтожив на корню всех настоящих добытчиков и защитников, на потенциальное существование которых возлагается вся надежда. И эта мысль ведет нас к следующему пункту.
Страх потери существующих, пусть минимальных, привилегий
Быть женщиной всегда сложно. Но в патриархальной парадигме бытует некий призрачный рецепт успеха, который обещает женщине рай на земле (дом — полная чаша, мужчина — добытчик и сытая жизнь), если она подпрыгнет повыше и сможет соответствовать длинному списку общественных ожиданий.
Еще в детстве мы узнаем: если играть по правилам, быть тихой, милой и удобной, хорошо выглядеть, не проявлять агрессию, заботиться, терпеть, не носить слишком вызывающую одежду, улыбаться, смеяться шуткам и вкладывать все свои силы в «женские» дела — можно вытянуть счастливый билет. Тебя, если повезет, обойдут все ужасы женской доли, и в качестве приза ты получишь поощрение от общества и, что особенно важно, мужское одобрение.
Феминистическая позиция открывает невиданные возможности, но и закрывает многие двери — например, сужает выбор партнеров
Поэтому назвать себя феминисткой — это отказаться от стартового места в гонке за звание «хорошей девочки». Ведь быть ею — это быть неудобной. Феминистическая позиция, с одной стороны, открывает возможности личностного роста в поддерживающем сестринстве, а с другой — закрывает многие другие двери, например резко сужает выбор возможных партнеров (а также, например, культурных продуктов, которые ты можешь употреблять без легкой тошноты), часто вызывает общественное осуждение и другие трудности.
Называя себя феминисткой, ты теряешь тот самый иллюзорный шанс стать «хорошей девочкой», шанс на минимальное, но вознаграждение.
Нежелание чувствовать себя жертвой
В любой дискуссии об угнетении женщин регулярно всплывают фразы «я никогда с таким не сталкивалась», «меня никто не угнетает», «это надуманная проблема». Женщины доказывают, что они никогда не сталкивались с патриархальными структурами, что в их жизни такого не было, нет и не будет.
И в этом нет ничего удивительного. Признавая существование угнетения, мы одновременно признаем и свою угнетенную позицию, позицию слабого, жертвы. А кому хочется быть жертвой? Признание угнетения также означает согласие с тем, что мы можем влиять далеко не на все в нашей жизни, не все находится в зоне нашего контроля.
Наши самые близкие люди, партнеры, отцы, братья, друзья-мужчины, находятся на совсем других позициях в этой иерархической пирамиде
Позиция «меня никто не угнетает» возвращает в руки женщины иллюзорный контроль: я не слабая, я не жертва, я просто все делаю правильно, а те, кто испытывают трудности, скорее всего, просто что-то делали не так. Это очень легко понять, ведь страх потери контроля и признания собственной уязвимости — один из самых глубинных человеческих страхов.
К тому же, признавая себя слабым звеном некоей структуры и иерархии, мы вынуждены столкнуться с еще одним неприятным фактом. А именно с тем, что наши самые близкие люди, партнеры, отцы, братья, друзья-мужчины, находятся на других позициях в этой иерархической пирамиде. Что они часто этим злоупотребляют, живут за счет нашего ресурса, получают больше, прикладывая меньше усилий. И остаются при этом нашими близкими и любимыми. Это тяжелая мысль, которая требует долгого осмысления и редко вызывает бурю позитивных чувств.
Нежелание клеить на себя ярлыки и страх отвержения
Наконец, последняя причина того, почему женщины не хотят называть себя феминистками, — нежелание или невозможность умещать весь комплекс своих взглядов в одну узкую ячейку. Многие рефлексивные женщины воспринимают свое мировоззрение не как устоявшийся набор взглядов, а скорее как процесс, и с подозрением относятся к любым ярлыкам и искусственным идеологическим категориям. Наклеить на себя ярлык, даже такой гордый, как «феминистка», означает для них свести свою комплексную и «текучую» систему взглядов к определенной идеологии и таким образом ограничить свое развитие.
В этом темном лесу легко заблудиться и прослыть «какой-то неправильной феминисткой, которая делает неправильный феминизм»
К этой же категории часто относятся женщины, которые с удовольствием называли бы себя феминистками, но теряются в бесконечных разветвлениях нашего широкого движения и боятся сделать лишний шаг, чтобы не навлечь на себя гром, молнии и обвинения в неправильном феминизме.
Направлений феминизма, часто враждующих между собой, несчетное количество, и в этом темном лесу легко заблудиться и прослыть «какой-то неправильной феминисткой, которая делает неправильный феминизм». Именно из-за страха отвержения, страха не вписаться в социальную группу или навлечь на себя гнев вчерашних единомышленниц многим сложно надеть на себя ярлык «феминистка» и нести его с гордостью.
Каждая из этих причин, конечно, достаточно уважительна, и у каждой женщины есть полное право самой определять и называть свою систему взглядов, выбирать сторону или отказываться от этого выбора. Но знаете, что в этом самое забавное? Что это право выбора нам дал не кто другой, как феминистки.