У каждого из нас своя история, своя судьба, свой взгляд на мир и на себя в этом мире. Но в то же время все мы очень похожи: плачем от боли, смеемся от радости, переживаем восторг любви и муки ревности, испытываем нежность к новорожденному и страх перед смертью. Мы — часть цивилизации, культуры, опыта предшествующих поколений.
Мы как листья на кроне огромного многовекового древа: при непохожести индивидуального рисунка питаемся соками из одного корня. То, что каждый из нас переживает в своей жизни, люди переживали и осмысливали задолго до нашего рождения. Память об этом сохранилась в мифах, легендах, сказках и символах — именно они отражают универсальный опыт предшествующих поколений, который может помочь любому из нас совладать с личной проблемой.
Миф не только рассказывает о похожей ситуации, он одновременно показывает, каким способом можно ее разрешить. Так считал Карл Густав Юнг — выдающийся швейцарский ученый и психотерапевт, который создал метод аналитической терапии.
Наследие Юнга
Карл Густав Юнг был учеником Зигмунда Фрейда. Однако после долгих лет совместной работы они пережили болезненный разрыв из-за того, что их взгляды на психоанализ кардинально разошлись. Юнг предположил, что наша личность состоит из Эго (сознающей части психики), личного бессознательного, которое содержит вытесненные тягостные воспоминания и чувства, и из коллективного бессознательного.
Коллективное бессознательное — это общие для всех эмоциональные реакции и стереотипы поведения, которые проявляются у каждого в виде архетипов. Эти универсальные модели и определяют наше мышление и поведение.
Юнг соглашался с Фрейдом, что проблемы некоторых пациентов можно решить, работая только с личным бессознательным — помогая им осознать вытесненные воспоминания, фантазии, чувства, связанные с индивидуальным опытом. Но чаще ему приходилось сталкиваться с тем, что какой-то сценарий словно держит человека в плену и воспроизводится во всех областях жизни: в общении с людьми, в работе, в отношении к самому себе.
Связь с коллективным бессознательным может обогатить человека на пути обретения себя
Например, жизнь пациента словно героический путь: для достижения цели он пробивается через многочисленные препятствия, постоянно одерживает победы (даже в самых обычных ситуациях), каждое достижение дается ему благодаря тяжелейшему труду. В этом случае на человека влияет один из архетипов.
Юнг понял, что в такой ситуации необходимо помочь клиенту понять, какой архетип держит его в плену, дать возможность увидеть его со стороны, освободиться от его влияния. Иначе человек не сможет вступить на путь индивидуации (самореализации) и обрести свою Самость — стать самим собой, следуя своей природе. Вместо этого он будет бессознательно подчиняться коллективным нормам и стереотипам поведения. Вместе с тем, освободившись от влияния архетипов, человек не потеряет связь с коллективным бессознательным, которая может обогатить его на пути обретения себя.
Юнг доказал, что у каждого из нас свой путь становления личности: нет общих рецептов развития, и наш внутренний закон во много раз важнее, чем общественное мнение, преклонение перед авторитетами. Отойдя от Фрейда, он мучительно переживал их разрыв. Но именно это позволило ему создать новую теорию и новый метод психотерапии.
Найти корни проблемы
28-летняя Екатерина обратилась к юнгианскому психотерапевту спустя год после замужества. Ее жизнь была вполне благополучна: любящий муж, интересная работа, друзья. Тем не менее она чувствовала себя подавленной и опустошенной. Она абсолютно растворилась в муже и ощущала, что как личность перестала существовать.
Во время терапии Екатерина «вспомнила», что так же строятся и ее отношения с матерью: приходится угадывать ее желания и делать все, чтобы быть «хорошей девочкой». Позже выяснилось, что все, чем ей приходится заниматься, поглощает ее: она продолжает думать о работе по вечерам, постоянно прокручивает в голове разговоры с людьми или рабочие ситуации и старается мысленно исправить то, что не получилось.
Символический язык мифа позволяет понять глубинные причины нашего поведения
Сюжет, который разворачивается в жизни Екатерины, напомнил терапевту миф о Деметре и Персефоне, и он пересказал ей его. Персефона была дочерью богини плодородия Деметры. В начале мифа она предстает беспечной девушкой, которая целиком зависит от своей матери, и у нее даже нет собственного имени. Ее похищает бог подземного царства Аид и берет в жены. Деметра заставляет Зевса вернуть ей дочь, которая, однако, не может больше полностью принадлежать матери: отныне две трети года она должна проводить с мужем. Как царица подземного мира она обретает собственное имя — Персефона.
Этот рассказ, символический язык мифа позволил Екатерине увидеть нюансы своей жизни, понять, что ее переживания связаны с сильной бессознательной зависимостью от матери. Именно поэтому она пассивна в отношениях с другими людьми, боится проявить себя, постоянно анализирует то, как ее поступки скажутся на окружающих. Ее ложное «Я», состоящее из материнских предписаний, не позволяло ей стать самой собой, пробиться к истинному «Я» — источнику желаний и удовольствий.
Кому подойдет юнгианская психотерапия
Юнгианская терапия эффективна при решении многих проблем: семейных, межличностных. Она помогает тем, кто переживает кризисную ситуацию, горе. Образность и метафоричность этого метода позволяют работать даже с очень маленькими детьми: с помощью образов и символов они легко выражают самые сильные и болезненные переживания. Юнгианские терапевты работают также с теми, кто страдает депрессиями, тревожными состояниями, неврозами, психозами.
Символ — связь с бессознательным
Трудно поверить, но внутренние конфликты, которые мы переживаем, ситуации, в которых оказываемся, отражены во многих символах и мифах, созданных задолго до нашего рождения. В них в емкой форме сохранен опыт поколений наших предков. И каждый современный человек может увидеть в них сюжет, который близок именно ему.
Универсальные символы: крест, бабочка, дерево, чаша, лабиринт, звезда и т. д. — становятся важным инструментом в работе юнгианского терапевта, если они рождены самим клиентом (например, в сновидении). Ведь символы выражают то, что мы предчувствуем и готовы осознать.
Павлу 36 лет, успешный топ-менеджер, он неожиданно был понижен в должности. Признавая, что решение руководства было правильным, он чувствовал безысходность и подавленность. На терапии выяснилось, что каждый раз, когда Павел добивался успеха, он терял интерес к работе и начинал пренебрегать своими обязанностями. Поэтому начальство решило ситуацию изменить.
Здоровый человек отличается тем, что умеет из своих проблем вынести положительный урок
Терапия продолжалась несколько недель, и вот на одной из встреч Павел рассказал о своем сне. Ему приснилась бабочка, летящая к огню и погибающая. По просьбе терапевта он начал давать ассоциации к слову «бабочка» — первое, что приходит в голову. Оказалось, что она прилетела из прекрасной страны, где без конфликтов и противоречий живут разные животные.
Каждое существо может быть самим собой — спонтанно и свободно проявлять себя. Когда же бабочка попадает в наш мир, она почти сразу сгорает в огне: свободный полет чреват опасностями и гибелью. Этот символический образ помог (и терапевту, и клиенту) увидеть, что Павел боится добиваться успеха, который связан с бессознательной фантазией о том, что самовыражение, любые достижения обязательно должны привести к гибели.
Потребовалась длительная работа, чтобы изменить это представление, и Павел увидел, насколько эта фантазия не соответствует действительности. Да, на пути взросления, достижения успехов с чем-то нужно расставаться, что-то отмирает в нас или в отношениях с людьми — ради рождения нового. Но успех в реальной жизни не приводит к гибели. Таким образом символ бабочки и показал проблему клиента, и стал ресурсом для ее решения.
Что происходит во время сессии?
Юнгианская психотерапия чаще всего проходит в форме беседы, лицом к лицу, продолжительность каждой встречи 45–50 минут. Терапевт предлагает клиенту говорить все, что приходит ему в голову, — в терапии не существует запретных тем, и клиент может рассказывать об эпизодах жизни, чувствах, фантазиях, в которых он никогда никому не признавался.
Терапевт поощряет клиента к любой творческой деятельности: рисованию, ведению дневника, написанию стихов. Используется все, что помогает человеку выразить себя и понять, что с ним происходит. Встречи проходят один-три раза в неделю. Терапия может быть краткосрочной — сфокусированной на конкретной проблеме (10–20 встреч), и долгосрочной — до нескольких лет.
Личная терапия для психотерапевта
Обучение юнгианской психотерапии — очень длительный процесс. Помимо теории и методики детально изучаются мифы, сказки, предания разных культур мира. Позже эти знания позволяют терапевту точнее понимать клиента и дают возможность увидеть в его проблеме общечеловеческие сюжеты.
Одно из условий обучения — прохождение личной терапии. У юнгианцев есть понятие «раненый целитель» — оно означает, что терапевт сталкивается в своей жизни с теми же проблемами, с той же болью, что и его клиенты, но в ходе обучения и личной терапии он прорабатывает свои комплексы и конфликты и потому может лучше понимать других людей.
По мнению Юнга, здоровый человек отличается от больного тем, что умеет из своих проблем вынести положительный урок, получить импульс для дальнейшего развития, а больной завязает в конфликтах. Цель юнгианской психотерапии состоит не только в том, чтобы решить проблемы клиента, но и в том, чтобы научить его извлекать уроки из преодоления препятствий, показать, что это делает его сильнее и ведет по пути становления личности
Об эксперте
Татьяна Ребеко — юнгианский аналитик, заведующая лабораторией психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.