Недавно я получил письмо с неожиданным вопросом: «Для чего жить?» Вопрос этического порядка, а значит, вполне философский. Причем стоит задать его себе лично, опираясь на собственный опыт. Как ни крути, а у каждого должна быть своя философия...
Возможно ли вообще найти на него однозначный ответ? Не уверен в этом. Может, все дело в неправильной постановке вопроса? Спрашивать себя, для чего жить, значит искать во внешних обстоятельствах то, что придало бы смысл нашему существованию. Но какие бы они ни были, обстоятельства могут придать смысл только живому, живущему. Жизнь – это не загадка, требующая разгадки, не симптом, который необходимо интерпретировать, не речь, которую мы должны произнести до последнего слова, не цель, к которой следует стремиться. Жизнь – то, в чем и почему существуют загадки, симптомы, речи и цели. У жизни не обязан быть смысл; смысл – это то, что мы обязаны прожить.
Мой корреспондент упрекнет меня в том, что я возвращаюсь на позицию животных: они живут, чтобы жить. Это не совсем так. То, что в животных диктуется инстинктами, а в нас присутствует в виде неосознанных импульсов, должно быть преобразовано (в каждом человеке и в каждую секунду его существования) в нечто иное – в то, что не дано нам от рождения, не вписано в нашу генетическую программу, в то, чему мы должны учить своих детей или, скорее, помогать им самостоятельно нащупать для себя. О чем я веду речь? О любви к жизни. Никакое бессознательное стремление не способно нас ею наделить. Вкус к жизни можно только воспитать в себе, ему можно только научиться – как и вкусу к чему бы то ни было иному.
«Как много в этом вкуса!» – это восклицание вкладывает в уста своей юной героини Клодины французская писательница Колетт*. Означает оно следующее: «Как мне это нравится! Как я люблю это! Как это хорошо!» В этом восклицании заложен смысл, созвучный словам Спинозы: мы любим нечто не за то, что это прекрасно; напротив, наша любовь делает это для нас прекрасным. Эта истина распространяется на все – секс, политику, благотворительность. Мы любим или желаем объект нашей любви не за его действительную ценность – наши любовь или желание делают его ценным в наших глазах. Мой ответ на вопрос, который мне был задан, я сформулирую так. Для чего жить? Жить ради любви к самой жизни и ради удовольствия (порой и горького), которое я нахожу в жизни. Мудрость в удовольствии Эпикура, мудрость в усилии Диогена и Эпиктета, мудрость в любви Спинозы – мы нуждаемся во всех трех составляющих, даже не придерживаясь доктрин, частью которых являются эти понятия. Любить жизнь нужно не потому, что она хороша, а для того, чтобы она такой стала. Ведь человек – странное животное: только ему предстоит преобразовать свои инстинкты в любовь.
* С.-Г. Колетт. Собрание сочинений в 7 томах, т. 1 (Терра, 2008).