В основе процесса приобретения новых знаний, умений и навыков лежит ориентировочный рефлекс — врожденная биологическая и социальная познавательная потребность. Или, проще говоря, интерес — «что это такое?».
Сам же процесс познания происходит через все виды анализаторов: двигательный, тактильный, слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой — с самого момента рождения ребенка. Младенец познает мир, ползая, трогая, пробуя на вкус, щупая, ощущая, слыша. Тем самым мозг получает информацию о внешней среде, готовится к более сложным процессам, таким, например, как речь.
Подготовка к произношению звуков и слов
Первая базовая потребность, которую малыш осуществляет, — это пищевая. Но одновременно в процессе грудного вскармливания он также тренирует крупную мышцу на лице — круговую. Посмотрите, сколько усилий младенец прикладывает для того, чтобы высосать молоко! Тем самым происходит мышечный тренинг, который готовит ребенка к произнесению звуков в дальнейшем.
Малыш, у которого еще нет лепетных слов, растет, слушая родителей. Поэтому очень важно, чтобы взрослые как можно больше разговаривали с ним. К четырем месяцам у ребенка возникает «гуление», потом лепет, далее появляются первые слова.
Ходунки или ползание?
Природой задумано, чтобы ребенок ползал. Но многие родители стремятся сразу посадить его в ходунки, чтобы обеспечить мобильность, минуя стадию передвижения на четвереньках. Но стоит ли так делать? Нет. Ползание помогает формировать межполушарные связи, ведь оно обеспечивает реципрокность (рефлекторныймеханизмрегулированиядвижений, которыйобеспечиваетсокращениеоднойгруппымышциодновременноерасслаблениедругой, действующейвобратномнаправлении) действий — очень важный механизм развития мозга.
Двигаясь на четвереньках, малыш ручками прощупывает все пространство вокруг. Он видит, когда, куда и как ему подлезть — то есть ползание в итоге вырабатывает навык ориентации тела в пространстве.
Своевременный отказ от гомогенной пищи
Вот ребенок встал на ножки и по чуть-чуть, с помощью мамы, начинает ходить. Постепенно его переводят с грудного вскармливания на кормление другой пищей. К большому сожалению, современные родители считают, что ребенок может подавиться, поперхнуться, и очень долго дают малышу гомогенизированную пищу.
Но подобный подход только вредит, потому что употребление твердой еды — это также мышечный тренинг. Вначале мимические мышцы и мышцы артикуляционного аппарата младенца тренировались с помощью грудного вскармливания. Следующий этап — это жевание и глотание твердой пищи.
В норме ребенок без грубой патологии, пройдя эти физиологические этапы, овладевает всеми звуками родного языка к пяти годам, кроме звуков позднего онтогенеза (Л и Р).
Велосипед — идеальный тренажер
Что же еще может помочь малышу в развитии? Один из действенных, важных и нужных способов — это велосипед. Ведь он — идеальный тренинг для мозга. Представьте себе, какой объем работы мозг ребенка выполняет одновременно: нужно сидеть прямо, держать руль, сохранять равновесие, знать, куда ехать.
И при этом еще и крутить педали, то есть совершать, как уже говорилось выше, реципрокные действия. Посмотрите, какой тренинг производится только благодаря велосипеду.
Активные игры — залог гармоничного развития ребенка
Современные дети живут в другом информационном поле. Нашему поколению, чтобы познать мир, нужно было посещать библиотеку, ходить в лес, исследовать, получать ответы на вопросы с помощью расспросов или эмпирическим путем. Сейчас же ребенку достаточно нажать две кнопки — и вся информация появится у него на экране компьютера.
Поэтому все большее число детей нуждается в коррекционной помощи. Прыганье, беганье, лазанье, прятки, казаки-разбойники — все эти игры непосредственно направлены на развитие мозга, хоть и бессознательно. Поэтому современным родителям очень важно заниматься в первую очередь двигательными практиками.
Почему? Потому что, когда мы двигаемся, импульсы от мышц поступают в первую очередь в лобную долю (центр общей двигательной моторики) и распространяются на близлежащие участки коры, активизируя и речевой двигательный центр (центр Брока), который также находится в лобной доле.
Умение общаться, выражать свои мысли, владение связной речью очень важно для успешной социализации ребенка. Поэтому необходимо уделить развитию данного навыка самое пристальное внимание.
Об авторе
Юлия Гайдова — учитель-логопед высшей квалификационной категории в школе Wunderpark International School, психолог.