Тревожное расстройство диагностируют у 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет — то есть у каждого десятого ребенка! «Об этом не пишут в учебниках, но мы знаем из опыта: это самое частое из всех видов психических расстройств у детей», — замечает клинический психолог Сильвия Шнайдер, детский и подростковый психолог, психиатр, профессор факультета психологии Рурского университета в Бохуме (Германия), специалист в области психических расстройств у детей и подростков. Она приехала в Москву, чтобы провести семинар по когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков, где мы задали ей несколько вопросов.
Psychologies: Родители часто замечают отклонения в поведении ребенка, когда речь идет об аутизме или, например, синдроме гиперактивности, и сразу обращаются к специалистам. Но тревожные расстройства не так заметны. Тревога, кажется, растворена в нашей среде, и ее проявления не привлекают внимания взрослых. Как понять, что ребенку нужна помощь?
Сильвия Шнайдер: Причина невнимания к тревожным расстройствам у детей отчасти в том, что проблема переживается ребенком внутри, она не так заметна при его взаимодействии с внешним миром, как при расстройствах аутистического спектра или синдроме гиперактивности. И поэтому тревожное расстройство труднее распознать и диагностировать.
Часто оно вырастает из самых обычных, естественных страхов. Например, страх разлучиться с матерью и боязнь незнакомых людей совершенно нормальны для ребенка от 8-9 месяцев до 2-3 лет. Но к 3-4 годам 95% детей преодолевают эту тревогу. И тогда они спокойно ходят в детский сад, общаются с другими детьми и без скандалов остаются ночевать у бабушек-дедушек.
Но если ребенок и после 4-5 лет испытывает эту тревогу, тогда ее можно назвать патологической. Кроме того, что она не соответствует возрасту ребенка, нездоровая тревога длится долгое время — от месяца до нескольких месяцев или лет.
Какие страхи ребенка явно не соответствуют его возрасту?
Родителей должно насторожить нежелание ребенка пяти лет и старше спать в своей кровати. Причем речь не о тех двух-трех днях, когда в семье что-то происходит (переезд или ссора) и ребенок боится идти в свою комнату, потому что очень возбужден. Нет, я говорю о длительном периоде времени, когда и сами родители уже хотели бы отправить ребенка спать отдельно, но не могут ничего поделать. Или когда ребенок старше пяти лет долгое время боится громких звуков. Это типичная фобия.
Дети часто говорят о том, что испытывают странные, неприятные ощущения в животе — это самая распространенная жалоба
У меня был клинический случай, когда трехлетний ребенок, оказавшись на детском празднике, испугался лопнувшего шарика и с тех пор стал бояться громких звуков. А потом уже и хлопушек, фейерверков, грозы и многих других ситуаций, которые связаны с резким шумом. Он стал отказываться выходить на улицу играть с детьми.
Его семья живет в Швейцарии, где 1 августа отмечается национальный праздник. Так вот, они стали каждый год на этот день уезжать в Германию, чтобы избавить ребенка от шума и фейерверков. Вся семья участвовала в этой ситуации. Словом, нездоровая тревога ярко выражена и мешает ребенку и его семье в повседневной жизни.
А что такой ребенок чувствует? И чего он боится на самом деле?
Дети часто говорят о том, что испытывают странные, неприятные ощущения в животе — это самая распространенная жалоба. У них учащается сердцебиение, они чувствуют слабость в коленях — ноги становятся как будто ватные. И больше всего в такой момент они хотят убежать к маме или другому близкому человеку, рядом с которым чувствуют себя в безопасности.
А предмет страха зависит от типа тревожного расстройства. При тревоге, связанной с разлукой — мы называем это сепарационным тревожным расстройством, — ребенок боится, что его мама уйдет и не вернется к нему. Ребенок с социальной фобией не может громко говорить в присутствии чужих людей и отвечать на уроке, когда учитель его спрашивает. В эту минуту он может думать: «Я сейчас скажу какую-нибудь глупость, весь класс будет смеяться надо мной, и я сюда больше не смогу прийти».
Важно не поощрять избегающее поведение и всячески показывать, что ребенок сильный, что он справится, что родители в него верят
А тот ребенок, который избегал громких звуков, боялся, что из-за них он может сойти с ума, и это было бы ужасно, потому что мальчик не мог себе позволить проявить такую слабость. В любом случае, тревожные расстройства нарушают гармоничное развитие. Ведь ребенок, который испытывает такой сильный страх, старается избегать тех ситуаций, в которых эта тревога может возникнуть. А потому перестает ходить в детский сад или в школу, не общается со сверстниками и вообще не занимается тем, чем обычно занимаются дети в его возрасте.
О чем нужно знать родителям, чтобы помочь своим детям? Или, по крайней мере, не навредить им?
Прежде всего, важно показать ребенку, что они действительно понимают, как ему сложно жить в такой ситуации. А затем — поощрять и поддерживать все те способы, которые выбирает их сын или дочь, чтобы справиться с ситуацией.
Например, когда ребенка с социальной фобией спрашивают, как его зовут и он очень тихим, робким голосом отвечает, то необходимо похвалить и поддержать его («молодец, что ответил!»), вместо того чтобы заставлять его повторить громче! А родители обычно поступают ровно наоборот: они часами готовы обсуждать и критиковать избегающее поведение ребенка, заставлять его быть смелее, но только не поддерживать его малейшие попытки быть смелее.
Значит, семье швейцарского мальчика не стоило идти на поводу у страхов ребенка и уезжать в Германию?
Ошибка этих родителей заключалась в том, что они с самого начала поддерживали тактику избегания ребенка: перестали покупать ему шарики, увозили подальше от громких звуков. Вместо этого они должны были разговаривать с ребенком и терпеливо, настойчиво, спокойно предлагать: давай попробуем шарик немножко надуть и лопнем, проверим, какой будет звук… Шаг за шагом пробовать.
И это общий принцип поведения родителей с такими детьми: не поощрять избегающее поведение и всячески показывать, что ребенок сильный, что он справится, что родители в него верят.
Книга на тему
Александр Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»
Автор, детский и семейный психотерапевт, рассказывает родителям о том, как страхи возникают, чего больше всего боятся дети и как им помочь.