Дети добавляют ракетного топлива в нашу эмоциональную жизнь. Мы просыпаемся в приподнятом настроении, а через час уже выходим из себя. Ощущаем эйфорию — и тут же отчаяние. И то, как мы справляемся с этими сильными чувствами, в конечном счете определяет качество наших отношений с ребенком.
Если делать ошибки вполне естественно, то исправлять их — нет. Требуется мужество, чтобы признать свои промахи, особенно перед детьми. Опять начинать с нуля и выстраивать новые, более здоровые отношения с ними очень трудно.
Но родительство — это еще и подарок: дети дают нам возможность развиваться. Расти вместе с детьми — значит, становиться лучшим родителем. И лучшим человеком тоже. Итак, давайте подсчитаем ошибки, которые каждый родитель обязан сделать:
10. Микроменеджмент. Микроменеджеры — целеустремленные и трудолюбивые люди. Они любят детей и хотят, чтобы те преуспели. Проблема в том, что они делают для своих чад слишком много. В результате дети надолго остаются зависимыми от взрослых и испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь: они не умеют управлять собой, им не хватает энергии и мотивации.
Ведите себя так, как вы хотите, чтобы ваши дети себя вели. Будьте тем, кем хотите видеть своего ребенка
Даже несмотря на высокий интеллект, они оказываются эмоционально незрелыми. Перестаньте руководить ребенком, дайте ему лучше инструменты, которые помогут развить независимость. Чем больше задач ваши дети успешно решают без вашего участия, тем сильнее будет стимул преуспеть во взрослой жизни.
9. Попустительство. Родители, как правило, всегда действуют из самых лучших побуждений, но отказ от всяческих ограничений и запретов — одна из самых катастрофических тенденций воспитания. Когда отец и мать потакают всем желаниям и нуждам детей, те не умеют строить равноправные отношения: они ожидают, что все остальные будут им угождать.
Они уклоняются от проблем и избегают трудной работы. И живут с ощущением, что все им должны. Им присуще странное сочетание низкой самооценки и высокомерия. Стремитесь пробудить в детях личную ответственность, поощряйте их действовать и достигать целей. Попустительство и расширение полномочий — разные вещи.
8. Дурной пример. Хотят того родители или нет, но они прежде всего становятся для детей ролевой моделью, образцом для подражания. Мать и отец, которые без конца скандалят, обвиняют других, говорят неправду или играют роль жертвы, невольно учат детей делать то же самое. Упрекать их в плохом поведении и вредных привычках, которым вы их научили, все равно что обвинять зеркало в своем отражении. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы ваши дети себя вели. Будьте тем, кем хотите видеть своего ребенка. Прежде чем обвинять детей в их поведении, подумайте о том, чтобы изменить свое собственное.
7. Буллинг. Родители, склонные к насилию, как правило, помешаны на контроле. Вместо того чтобы попытаться понять ребенка, они подавляют его приказами, директивами, угрозами насилия или реально применяют насилие. Они убеждены, что личность формируется путем угроз и запугивания, а не путем поиска собственной индивидуальности. К сожалению, дети у таких родителей страдают от низкой самооценки и высокой тревожности. Им трудно доверять другим, они боятся близости.
6. Непоследовательность. Непоследовательное воспитание сводит детей с ума. У взрослых, которые часто меняют мнение, не имеют твердой позиции и испытывают трудности с принятием решений, обычно вырастают эмоционально неустойчивые дети со слабой идентичностью.
Им крайне непросто определить себя. Часто они ведут себя вызывающе, чтобы скрыть свою неуверенность. Не всегда можно обеспечить ребенку стабильный дом и быт, но обеспечение стабильного и последовательного воспитания — вещь вполне достижимая.
5. Критика и сравнение. Никто не любит критики или сравнений. И все же многие родители это делают ежедневно и довольно настырно. «Почему ты не можешь вести себя так, как Маша/Петя?» «Почему ты такой копуша/нытик/жадина?» Это верный способ подорвать самооценку ваших детей и повредить их хрупкому эго.
Ищите правильный баланс для своих детей, это лучше подготовит их к отношениям, работе и жизни за стенами вашего дома
Дети, которых критикуют, всю жизнь считают себя аутсайдерами и неудачниками. Они не замечают и не ценят свои сильные стороны, потому что их никогда этому не учили. Навредить ребенку осуждением или сравнениями очень легко, это секундное дело. Но ему может потребоваться целая жизнь, чтобы восстановиться.
4. Плохая структура, неверные запреты и границы. Что такое структура, запреты и границы? Структура означает следование определенному распорядку дня, умение соблюдать режим, придерживаться расписания. Запреты пресекают разрушительное или рискованное поведение, формируют здравый смысл. Границы означают признание и уважение физического и эмоционального пространства между людьми.
Некоторые родители выставляют слишком много запретов, некоторые не поддерживают четкую структуру или нарушают границы. Ищите правильный баланс для своих детей, это лучше подготовит их к отношениям, работе и жизни за стенами вашего дома.
3. Пренебрежение. Обычно отцы и матери не хотят пренебрегать своими детьми, но многие из них так увлечены своей работой, что делегируют родительские обязанности старшим детям или бабушкам и дедушкам. Они пропускают важные события в жизни сыновей и дочерей. Или, что хуже всего, становятся отвратительными слушателями, невнимательными к внутреннему миру ребенка. Эмоциональное пренебрежение или игнорирование подрывают чувство собственного достоинства растущего человека. Эмоционально запущенные дети особенно много капризничают, страдают от перепадов настроения и проблем с поведением.
Просто сядьте рядом и послушайте ребенка, пытаясь идентифицировать себя с ним. Такое элементарное действие само по себе окажет исцеляющий эффект. Дети, которые чувствуют, что их понимают родители, не ищут внимания окружающих и менее склонны к деструктивному поведению.
2. Игнорирование трудностей в обучении. Многие поведенческие проблемы оказываются прямым результатом невыявленных трудностей в обучении. Нетерпеливые родители, которые спешат навесить на ребенка ярлык лентяя или человека, безразличного к учебе, часто не учитывают, что дело не в отсутствии интереса, любознательности, мотивации...
Ребенок хочет лишь одного: чтобы взрослые его поняли, признали его чувства и поддержали
Даже очень умные дети могут страдать от того, что им трудно быстро обрабатывать информацию, от того, что у них нарушены функции регуляции или от плохой памяти. Эти осложнения часто остаются незамеченными до средней или даже старшей школы. Они превращают учебу в процесс болезненный и утомительный. Так что пройдите вовремя диагностику и сэкономьте свои деньги: психотерапия никак не поможет решить эти проблемы.
1. Обесценивание чувств. Когда дети раскрывают вам свои чувства, признаются в страхе или неуверенности, ради всего святого, не возражайте и не отрицайте их! Не используйте доверие ребенка как шанс прочитать лекцию или поделиться опытом. Открываясь вам, дети очень уязвимы. Проявите деликатность и чуткость. Ребенок хочет лишь одного: чтобы взрослые его поняли, признали его чувства и поддержали. Многие симптомы гиперактивности, неповиновение и капризы детей порождаются именно родителями, которые отказываются признавать их чувства или обесценивают их.
Об эксперте
Шон Гровер — американский психотерапевт с 20-летним стажем работы, создатель программ по работе с детьми и подростками, удостоенных ряда профессиональных наград. Автор книги «Мой ребенок — тиран!» (Альпина Паблишер, 2016). Подробнее на его