Быть в спорте, быть вместе
Я влюбилась в фигурное катание практически сразу, когда родители привели меня на каток, несмотря на то, что меня тогда не взяли в секцию по этому виду спорта. В то время был очень серьезный отбор: много желающих, ограниченное количество мест.
Я тогда не совсем правильно прыгнула, и меня не взяли — расстроилась, конечно, жутко. Но я всегда любила кататься на коньках, поэтому мы два раза в неделю ходили с родителями на сеансы массового катания.
Совместные занятия спортом с родителями — это классная и важная часть подготовки к «безболезненному» вовлечению ребенка в спорт. Нужно обязательно показывать своим примером, что это интересно и увлекательно. Посещение и просмотр спортивных соревнований вместе с взрослыми тоже отлично заряжают ребенка мотивацией.
Именно настойчивость и инициативность моей мамы привели к тому, что меня все же приняли в тренировочную группу на месяц. Это был некий тестовый период, после которого стало бы понятно, останусь я или нет. В итоге все срослось.
Мне очень хорошо запомнились мои первые соревнования в 7 лет. Тогда мы с родителями еще смотрели фигурное катание на кассетах, и на одной записи видели, как Оксана Баюл, известная на Украине фигуристка, выиграла Олимпийские игры.
Ее эмоции после победы на Олимпиаде тогда произвели на меня огромное впечатление. Она расплакалась на вручении, и я подумала, что так обязательно должны себя вести все чемпионы.
На тех соревнованиях я взяла первое место и, как полагается, расплакалась на вручении, но вовсе не оттого, что меня накрыли эмоции, а потому, что решила скопировать Оксану.
Спорт воспитает характер за вас
Волевой характер и стремление к победе — обязательные качества любого профессионального спортсмена. Воспитывать их можно и нужно, но не родителям: спорт это сделает за вас.
Единственное, что требуется от мамы или папы, — это привести ребенка в секцию и передать в руки профессионалов. Все остальное — уже задача тренера: увлечь, направить, правильно объяснить, дать «попробовать лед».
Кстати, в «Центре фигурного катания Татьяны Волосожар» мы будем делать акцент именно на том, чтобы увлечь детей. Считаю, что это отдельная, крайне важная задача. Наши тренеры пройдут специальные тесты, обучатся делать это правильно. И каждому ребенку мы хотим обеспечить индивидуальный подход.
Также планируем ввести открытые уроки для родителей, но не каждый день, это было бы лишним. Если родители будут ходить на каждый урок, они не смогут увидеть прогресс так, как они бы могли его наблюдать, посещая занятия раз в неделю или даже раз в месяц.
Я часто замечаю, что детей заставляют заниматься тем или иным видом спорта именно родители. Нам бы хотелось не заставлять, а прививать ребенку любовь к активности, сделать так, чтобы ему по-настоящему нравилось заниматься. Для этого нужно и познакомить его поближе с фигурным катанием, и научить правильно делать первые шаги.
Прививая ответственное отношение к делу, которым ребенок будет заниматься, стоит начать с мелочей. Сейчас на это мало кто обращает внимание — сразу требуют результат, а важно рассказать, как правильно подбирать инвентарь, помочь разобраться в разрядах.
Мотивация «быстрее, выше, сильнее» рождается в тренировочном процессе, и пробудить ее — это тоже задача тренера
Привести в секцию и заставлять заниматься из-под палки — это неправильно! Я не считаю, что давление и жесткость — хорошие проводники в мир спорта. Родителю, который хочет, чтобы его ребенок по-настоящему загорелся фигурным катанием, нужно стараться, придумывать и практиковать более «креативные» способы вовлечения в занятия.
К примеру, если вы собираетесь на гимнастику или балет, можно вместе решать, в какой форме вы сегодня вместе идете: белой или черной, яркой или узорчатой.
Мотивация быть «быстрее, выше, сильнее» рождается в тренировочном процессе, и пробудить ее — это тоже, по большей части, задача тренера. Родителям, конечно, можно и нужно «закалять» ребенка, но главное — не перегнуть палку. Если он категорически отказывается заниматься, плачет, капризничает, лучше не давить на него. Детские слезы и испорченные отношения того не стоят.
Бывает, проблема заключается в том, что на тренировке что-то не получается или нет больших успехов. Я бы советовала в таком случае переключиться на более мягкую форму взаимодействия: снизить на небольшой период количество тренировок, попробовать что-то другое.
Возможно, конкретно этот вид спорта не подходит вашему ребенку. А может, у него сейчас просто плохое настроение. Проявлять настойчивость нужно, но если Анжелика (дочь Татьяны Волосожар и Максима Транькова. — Прим. ред.), например, категорически сопротивляется занятиям, то мы отпускаем эту ситуацию и переключаемся на другие активности.
Хвалить, но в меру
Поощрять, конечно, важно и нужно, особенно когда ребенок маленький. Что-то сделает хорошо — получает наклейки, возможно, игрушки, куклы. Анжелика не ленивая, но стараемся все-таки действовать пока так.
Но во всем должна быть мера. С точки зрения тренера скажу так: если мы видим, что у ребенка все классно получается и он на «подъеме», можно хвалить чуть-чуть поменьше, чтобы у него не пропадала мотивация. И кнут, и пряник должны присутствовать.
Когда у ребенка так себе настроение, когда он капризничает, когда что-то не получается, на помощь придет так называемый метод переключения внимания и задач. Это я прекрасно знаю даже по себе и по опыту с дочерью.
Не стоит себя винить, если сегодня что-то не выходит. Когда ты долго мучаешься, а у тебя не получается — ты только заучиваешь ошибку, еще больше расстраиваешься и теряешь уверенность в себе.
В спорте в таких случаях говорят: «Оставь на завтра. Завтра начнешь с этого — и все будет хорошо». Задача родителей — поддержать ребенка, дать ему передохнуть и не ругать.
Перестать контролировать и стать лучшим примером
Вспоминая принятые в прошлом методы «привития любви» к спорту у детей — жесткое моральное давление и родительское вмешательство в тренировки, — я думаю, что не хотела бы видеть подобное в современном спорте.
Когда я была маленькой, мамы всегда стояли вдоль катка. Грозно следили за процессом и показывали кулак, если что-то не получалось, хотя даже не понимали, почему так происходит. Сейчас подобное поведение стараются пресекать, но оно все же встречается... Такое давление может сильно навредить детям, желание заниматься пропадет навсегда.
Каждый ребенок — индивидуальность, и стоит об этом помнить. Далеко не все методы, о которых вам расскажут знакомые мамы, подруги на форумах в интернете, сработают с вашим ребенком. Я ищу советы в Сети и в литературе, но все равно ориентируюсь в первую очередь на свою интуицию.
Например, я не заставляю Анжелику делать то, что ей не по душе. Я привела ее на индивидуальные занятия по гимнастике, и ей совершенно не понравилось. Начались истерики, я тоже нервничала. Пыталась уговорить, но потом вспомнила, что это задача тренера — вызвать интерес и увлечь. Поэтому, если дочка не хочет куда-то категорически идти, я ее не заставляю.
Наша дочь с раннего возраста наблюдала, как работаем мы с Максимом. Сейчас она занимается фигурным катанием — разумеется, по собственному желанию. Мы водим ее на гимнастику и в бассейн, до карантина ходили на балет.
Я — за то, чтобы ребенок занимался спортом независимо от того, хочет ли он делать это профессионально. Но начинать всегда стоит с себя: дети копируют взрослых, и если мы показываем им пример, тогда нам с ними проще понять друг друга.
Об авторе
Татьяна Волосожар — двукратная олимпийская чемпионка, чемпионка мира и четырехкратная чемпионка Европы по фигурному катанию.