Категорично назвать шлепки и подзатыльники насилием и сказать, что так нельзя, — значит добавить еще больше вины и боли в сложной ситуации. Как же быть?
СТОП, бессилие! Можно иначе!
За любым родительским срывом кроется что-то важное. И чаще всего шлепки и ругань — от бессилия. Это бессилие по отношению к собственному детству, к усвоенным в родительской семье нормам и правилам, к жизни в тоталитарной советской системе. От собственных эмоций, усталости, перегруженности, нерешенных проблем на работе и с близкими.
И конечно же, это бессилие в воспитательных мерах. Родители об этом говорят прямо: «У нас нет примеров, как можно без ремня и шлепков вырастить достойного человека».
В момент срыва маму или папу накрывает мощная эмоциональная волна
В родителе просыпаются самые простые и сильные паттерны поведения, например агрессивная реакция. Она дает некоторую разрядку, и таким образом паттерн закрепляется. С каждым срывом он получает все больше власти над человеком.
Просто запретить себе кричать, шлепать, бить недостаточно. Реакция растет из глубины, там ее и нужно менять. Для этого важно построить стратегию и шаг за шагом ее реализовывать.
Стратегия перехода к безопасным отношениям с ребенком:
- Работайте с собственными чувствами и установками;
- Создавайте безопасный контакт;
- Обучайте ребенка слушаться.
Работайте с собственными чувствами и установками
Осознать свои эмоции, которые привели к срыву, и научиться проживать их более экологично — вот главная задача работы над собой для родителей. По сути, речь идет о том, чтобы научиться думать об эмоциях прямо в точке их возникновения.
В этом помогут такие вопросы:
- Что вы чувствовали в момент срыва? Злость? Ярость? Обиду? Бессилие?
- Как эти чувства проявлялись на телесном уровне — вам хотелось топать, махать руками, сжались кулаки, участилось сердцебиение?
- На что похожи эти чувства? В каких еще ситуациях в настоящем или в прошлом вы столкнулись с подобной реакцией — у себя или у других людей?
Лучше всего завести дневник и отвечать на эти вопросы письменно
Сначала это будут записи по следам произошедшего срыва, но со временем вы научитесь «ловить» свои чувства прямо в момент их возникновения. Это умение сильно снижает градус реакции.
За родительским бессилием в срыве чаще всего стоит сочетание усталости и внутренних факторов (травматичные ситуации из прошлого, детский опыт, неудовлетворенность жизнью). Больше отдыхать, заботиться о себе — самый распространенный совет, который дают друзья и коллеги. Да, это важно, но это не все.
Родителям, испытывающим сложности с детьми, помогут упражнения
У психологов есть обязательство пройти личную терапию. Это нужно для того, чтобы не путать клиентские истории со своей, чтобы расширить взгляд на проблемы, сохранять внутренний баланс при встрече с сильными эмоциями других людей. Что нужно делать?
1. Эмоционально закрыть неприятные и травмирующие истории из собственной жизни, в том числе из детства
Есть разные методики, как это сделать, но результат один — воспоминание о сложном событии перестанет «цеплять», вызывать слезы и тяжелые состояния. Можно многократно рассказывать историю близкому, поддерживающему человеку. Или записывать свои мысли и чувства в дневник, рисовать. Есть много профессиональных подходов к исцелению травм, можно обратиться к специалисту.
2. Научиться смотреть на ситуацию со стороны
Для этого есть специальное упражнение. Например, в магазине, где обычно вас слегка раздражает очередь или продавщица, попробуйте представить, что все это происходит по телевизору. Вы просто смотрите новостной сюжет. Постарайтесь не вовлекаться, найдите «палочку-выручалочку» — считайте точки на обоях, рассматривайте узор на полу.
Потренировавшись на простых ситуациях, можно пробовать и более сложные. Представьте, что нытье «Мама, я хочу мороженое!» — тоже телесюжет. Не включайтесь, найдите отвлекающий маневр для своих эмоций.
3. Уметь выдерживать сильные чувства детей
Приведу пример. Ребенок поцарапал коленку и плачет, он сильно расстроен, ему больно. Мама тоже расстроена и напугана, хочет поскорее успокоить ребенка и говорит: «Не плачь, уже все прошло! А вот тебе конфетка!» В результате ребенок ест конфету, все успокоились.
Однако и ребенок, и мама благополучно избежали соприкосновения со своими чувствами
И другой пример. Тот же ребенок, та же коленка. Мама входит в контакт с чувствами ребенка: «Да, тебе больно и ты расстроен, но вот так случилось — давай я помогу тебе успокоиться, а потом купим пластырь и полечим твою коленку». Мама выдерживает боль и обиду ребенка и помогает ему справиться с его чувствами, называя и принимая их.
Выполняя эти рекомендации, вы сможете спокойнее относиться к моментам непослушания, капризам, истерикам, нытью, научитесь сохранять свое внутреннее состояние, несмотря на усталость, и эффективнее помогать ребенку в решении его потребностей. Что-то вполне реально сделать самостоятельно, подобрав книги и статьи. Особенно сложные задачи лучше решать вместе с семейным психологом.
Создавайте безопасный контакт
Теория привязанности доказывает, что ребенок нуждается в последовательном поведении родителей, это формирует внутреннюю безопасность, и бессилия в его взрослой жизни будет меньше.
Обдуманными и последовательными должны быть и санкции за непослушание, и приятное времяпрепровождение. Например, родители вводят правило и санкцию: «Не убрался в комнате — не играешь в приставку». И каждый раз необходимо следить за выполнением правила — последовательно. Когда один раз не убрался и санкции нет, это уже непоследовательно.
Или, например, есть традиция по субботам ходить в гости к бабушке на вкусное застолье. Так происходит каждую субботу, кроме исключительных случаев — последовательно.
Конечно, развлечения и подарки бывают и спонтанными — для радости. А последовательными — для внутренней безопасности
Радость в отношениях тоже важна. Вспомните, что вам больше всего нравится делать вместе с ребенком? Дурачиться или обниматься? Делать поделки? Смотреть вместе познавательные фильмы? Читать? Делайте это почаще!
Для осознанного построения контакта помогает опора на ценности. Подумайте, какие ценности стоят за вашим родительством — семьи, заботы или радости? Какими действиями вы можете транслировать их детям?
Например, для вас семейной ценностью является забота друг о друге. Как вы можете этой заботе научить своих детей? Конечно, собственным примером — заботясь о них самих, о партнере, о пожилых родителях, помогая благотворительным организациям. И тогда семейный обед может стать не формальным сбором семьи, а местом, где дети учатся заботе.
Обучайте ребенка слушаться
Часто поводом для срыва становится непослушание детей. Одна мама рассказывала: «Первые несколько раз я совершенно спокойно сказала ему не лезть на тумбу, потом еще три раза я это прокричала, ну а потом пришлось шлепнуть!» Мама в этой ситуации просто не знала, как повлиять на сына.
Слушаться — такое же важное умение, как говорить или читать. Мы ведь учим своих детей разным полезным вещам и не думаем, что они сами должны это уметь. Но часто мы не обучаем их послушанию, а сразу требуем результат!
Как научить ребенка слушаться?
- Постепенно и последовательно вводить систему правил и последствий.
- Обучать послушанию можно в игре или в сказке — на примере игрушек или сказочных героев показывать работу правил и последствий.
- Можно обратиться к специалисту по коррекции детско-родительского взаимодействия за профессиональными методиками, как обучить ребенка навыку послушания.
Иногда кажется, что бессилие неотделимо от родительства. И правда, случаются ситуации, в которых мы — родители — ничего не можем поделать. Но это не касается наших срывов, такие проблемы вполне разрешимы.
Книги, которые помогут:
- Ирвин Ялом «Мамочка и смысл жизни»
- Дональд Винникотт «Разговор с родителями»
- Ирина Млодик «Метаморфозы родительской любви»
- Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»
- Сергей Шабанов и Алена Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
Об авторе
Вера Василькова — системный семейный психотерапевт.