Сложный возраст: к чему готовиться при поступлении ребенка в школу
Фото
Getty Images

Большинство первоклассников переживают довольно похожие трудности. Мы выбрали семь главных проблем, а детский психолог Ирина Белобородова дала полезные советы, которые помогут подготовиться к новой жизненной главе.

1. Адаптация

Что ждет

Все дети уникальны в прохождении этапов развития, поэтому могут собираться в первый класс с очень разным настроем. Одни посещали всевозможные «развивашки» и «подготовишки». Другие не ходили в детский сад или занимались в частной группе с мягкой программой.

Очевидно, что для них адаптация будет проходить по разным сценариям

Однако в любом случае первоочередная задача — привыкнуть к новому важному в их жизни взрослому — первой учительнице, а также к детскому коллективу.

Что делать

Стать одной командой, которая готова вместе пройти этот путь, переваривать новый опыт, поддерживать друг друга на всех этапах. В частности, в адаптационный период нужно:

  • строго соблюдать режим учебы и отдыха, снизить нагрузку после школы, особенно если прежде ученик не ходил в детский сад;

  • разнообразить вопросы, не фокусироваться только на школе, спрашивать о мыслях, желаниях, смешных событиях, новых играх и увлечениях, узнавать, куда бы отправился ребенок, если бы имел неограниченный выбор и всего 24 часа, или с кем бы поговорил из любимых героев.

Как подготовиться

Создать позитивный образ будущего:

  • беседовать о школе, делиться личным опытом — как положительным, так и отрицательным;

  • смотреть и обсуждать фильмы об учениках;

  • заранее рассказать о новой рутине, следовать примерному расписанию и распорядку дня.

Сложный возраст: к чему готовиться при поступлении ребенка в школу
Фото
Getty Images

2. Оценки

Что ждет

Оценочная система — неотъемлемая часть школьного образования, причем зачастую учителя начинают давать обратную связь в таком виде уже в младших классах. Помимо этого часто и родители грешат тем, что начинают фокусироваться только на школьной успеваемости, сужая для ребенка перспективу восприятия себя как целостной личности.

Что делать

  • Понимать, что оценка — это всего лишь инструмент, с помощью которого педагог пытается оценить уровень усвоения знаний. Двойка или тройка показывает, что, скорее всего, нужно еще раз обратиться к пройденному материалу, определить слабые места и разработать план действий. И только при крайней необходимости подключать вспомогательных специалистов (репетиторов, неврологов, психологов).

  • Выработать систему похвалы: не просто говорить «умница», «молодец», «хорошая работа», а четко подсвечивать, где виден прогресс. И оценивать ребенка не только как ученика, но и как человека, отмечать проявленные качества: заботу, смекалку, находчивость, смелость или артистизм.

  • Использовать правило бутерброда при разборе домашних и контрольных работ. То есть не набрасываться сразу на недочеты и упущения, а вместо этого начать с того, где ребенок достойно показал знания, затем выделить проблемное место, оказать поддержку и предложить помощь, составить план по совместному решению проблемы, а в конце подчеркнуть, что все обязательно получится.

Как подготовиться

Изначально необходимо сформировать у ребенка адекватную самооценку, чтобы он не выработал зависимость от чужого мнения. Не сравнивать его с одноклассниками, братьями и сестрами, детьми друзей. И сразу пресекать такие попытки, если кто-то из близкого окружения пытается навязать ненужную конкуренцию.

Когда ребенок совершает ошибки, родителям стоит помнить, что они неизбежны на пути развития

Важно не фокусировать на них внимание, а помочь сыну или дочери найти решение проблемы, проанализировать свои действия, сделать выводы, проговорить, чему могла научить эта ситуация, а также отметить удачные решения ребенка и похвалить его за них.

Сложный возраст: к чему готовиться при поступлении ребенка в школу
Фото
Getty Images

3. Тайм-менеджмент

Что ждет

Следование новой рутине, распределение нагрузки и отслеживание расписания — такие же навыки, которые приобретаются постепенно, как и освоение грамоты. И в этом детям однозначно нужна помощь взрослых.

Что делать

  • Использовать визуальные вспомогательные материалы: наглядные чек-листы, стикер-чарты, где можно отмечать прогресс и выполненные пункты, пробковые доски с расписанием дня. Такие помощники хорошо развивают самостоятельность и помогают заниматься планированием.

  • Следить за балансом занятий и свободного времени. Творческие кружки не считаются отдыхом от школы, даже если очень нравятся ребенку. В первые месяцы адаптации лучше снижать дополнительную нагрузку и в свободное время больше гулять, играть и уделять время легкой физической активности, чтобы давать мозгу достаточно кислорода и менять режим длительного сидения за партой на что-то более подвижное.

  • Соблюдать режим дня. Физическое и эмоциональное состояние школьника достаточно серьезно влияют на его успеваемость и способность усваивать материал. Так что регулярно откладывать домашние задания на девять-десять часов вечера не самая хорошая идея.

Как подготовиться

Начинать обучать ребенка планированию времени и самостоятельности лучше постепенно, еще до школы, приобщая к семейным делам и формируя рутину. Кроме того, он должен видеть последствия своей неорганизованности, например опозданий и забывчивости, чтобы вынести урок из совершенных ошибок и понять связь между процессом и результатом. Это придает мотивации.

Сложный возраст: к чему готовиться при поступлении ребенка в школу
Фото
Getty Images

4. Одноклассники

Что ждет

Важно разделять понятие буллинга как системной истории и локальных конфликтов, которые проходит каждый школьник на разных этапах своего развития.

Буллинг — проблема, которая показывает, что в классе происходит что-то не то и учитель по каким-то причинам не справляется с групповой динамикой. Как правило, в группе, где начинается травля, нет уважительных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, общих проектов, где можно было бы реализовать свои таланты, понятных и одинаковых правил взаимодействия, поэтому ученики выбирают самый простой путь — сплотиться через унижение одного человека.

Дети не могут бороться с травлей самостоятельно, особенно если речь о младших школьниках

Именно взрослые играют решающую роль в изменении ситуации, и в первую очередь учитель — как самая главная фигура в жизни класса. Решение и ход действий будет зависеть от множества факторов: готовности и возможности учителя и другой стороны конфликта включаться, позиции администрации, типа школы.

Что делать

  • Буллинг. Сохранять самообладание, держаться на стороне ребенка, но при этом оставаться готовыми к конструктивному диалогу с другими сторонами. Безусловно, не всегда это возможно — иногда приходится решать вопрос через администрацию или, в крайнем случае, переводить ученика в другой класс.

  • Рядовые конфликты. Учитывать личностные особенности сына или дочери и соотносить их с ценностями семьи. Ребенок может делиться подобными историями, просто чтобы получить поддержку, поэтому не нуждается в советах и срочных действиях со стороны родителей — порой это, наоборот, ухудшает ситуацию. А в других случаях он может хотеть услышать мнение или пример из личного опыта разрешения конфликтов мамы и папы. В обоих вариантах эти ситуации можно использовать как хороший шанс сблизиться с ребенком.

Как подготовиться

Изучить специальные ресурсы, посвященные буллингу, где есть очень много полезных и четких инструкций для родителей, педагогов и учеников, а также контакты специалистов, которые готовы помочь. Например, можно пройти бесплатный курс «Школьная травля: как помочь ребенку с ней справиться» на платформе «Родительского университета», состоящий из трех 10-минутных видеороликов, финального теста и чек-листа. Этого будет достаточно, чтобы научиться распознавать проблему и грамотно действовать, если ребенок оказался жертвой или агрессором.

Сложный возраст: к чему готовиться при поступлении ребенка в школу
Фото
Getty Images

5. Учителя

Что ждет

За хорошими учителями многие родители начинают охотиться заранее, пытаясь попасть в класс именно к заслуженному педагогу с отличными отзывами. Однако понятие хорошего учителя может отличаться у разных семей. Одним нравятся более жесткие закаленные педагоги, которые дают железобетонные знания и следят за дисциплиной. А другим — мягкие преподаватели, которые опираются на несколько другие принципы в обучении детей.

Нередко возможности выбора нет, и ребенок попадает к тому, кто положен по прописке

К сожалению, в целом существует высокий уровень напряжения в отношениях между учителями и родителями. Однако тревожные звоночки, указывающие на реальную потенциальную проблему, выглядят так:

  • общее волнение родителей, получающих от детей тревожную обратную связь о криках и неподобающем поведении взрослого;

  • общая неуспеваемость класса;

  • жалобы на некачественное проведение уроков.

Что делать

Если все же случился разовый конфликт, попытаться решить его дипломатично. Сначала переговорить с учителем наедине, не обращаться сразу в администрацию, что нередко эскалирует конфликт. Постараться расположить педагога, пригласить к конструктивному диалогу, дать понять, что вы не угрожаете, а лишь хотите вместе разобраться в ситуации. Ведь нередко преподаватели, как и родители, сразу встают в оборонительную позицию, из которой сложно договориться по-хорошему.

Как подготовиться

Заранее не искать в учителе изъяны, тревожно выспрашивая у ребенка все детали его школьного дня. Ведь иногда повышенное напряжение родителя, его собственный негативный опыт накладывают отпечаток на отношение к педагогу сына или дочери.

Прислушиваться к ребенку, обращать внимание на информацию в чате класса, чтобы понимать общий фон настроения, но оставаться в позиции критического объективного мышления.

Сложный возраст: к чему готовиться при поступлении ребенка в школу
Фото
Getty Images

6. Деньги

Что ждет

Многие дети впервые сталкиваются с деньгами только в первом классе, когда родители начинают ежедневно выдавать определенные суммы на школьные завтраки и обеды, — и, к разочарованию последних, иногда тратят их совсем не так, как было оговорено.

Что делать

  • Рисовать финансовый пирог, демонстрируя то, как вы распределяете семейный бюджет, на что важно откладывать деньги, какие траты обязательно планировать заранее и почему нельзя просто покупать все, что хочется.

  • Завести офлайн- или онлайн-копилку, в которой средства будут распределяться на разные статьи расходов: одна часть только на обеды, другая — на важную «хотелку». Если ребенок располагает свободными деньгами только на обеды, у него обязательно появится желание потратиться на что-то еще, ведь соблазнов вокруг очень много.

  • Научить подсчитывать деньги и понимать, когда спонтанная покупка возможна, а когда лучше сэкономить. Показать, как можно распределять бюджет в течение недели или месяца.

  • Приготовиться к тому, что срывы неизбежно случаются. Принимать как взлеты, так и падения, чтобы ребенок не боялся критики и осуждения взрослых. Если случилась нежелательная трата, обсудить это конструктивно.

Как подготовиться

Обучать ребенка основам финансовой грамотности уже с дошкольного возраста. Это проще делать в игровой форме на примере той же игры в магазин с игрушечными деньгами. Также важно постепенно обучать копить уже настоящие деньги на что-то очень желаемое, а затем торжественно пойти в магазин и купить этот предмет всей семьей.

Сложный возраст: к чему готовиться при поступлении ребенка в школу
Фото
Getty Images

7. Интернет

Что ждет

Нынешние будущие первоклассники пользуются интернетом с самого рождения, так что вполне ожидаемо, если они создадут какой-нибудь общий чат в первый же день знакомства.

Поскольку это зона, где взрослые гораздо в меньшей степени могут контролировать детей, риск того, что там будет происходить какое-то нежелательное поведение, выше

Помимо этого школьники, зарегистрированные в соцсетях, могут столкнуться и с неприемлемым вниманием взрослых. Причем иногда они выдают себя за ровесников, что затрудняет выявление преступных намерений.

Что делать

Если неприятная ситуация все же произошла, важно руководствоваться несколькими правилами.

  • Спокойно обсудить произошедшее, не поддаваясь эмоциям. Многие дети боятся расстроить или разозлить родителей, поэтому скрывают некоторые факты, которые могут сыграть ключевую роль в развитии событий. Беседа, проведенная в спокойном тоне, докажет ребенку, что он и дальше может обращаться за помощью к семье.

  • Не обвинять. Если школьник столкнулся с неправомерными действиями взрослого в интернете, четко давайте понять, что ответственность лежит только на другой стороне. Если же он сам совершил какие-то недостойные действия, например по отношению к однокласснику, то объясняйте, что плох исключительно поступок, но не он сам.

  • Проконсультироваться с юристом или обратиться в правоохранительные органы, если налицо все признаки нарушения прав несовершеннолетнего и речь идет о серьезном преступлении.

Как подготовиться

Помочь выстраивать свои границы и уважительно относиться к чужим. Этим можно начинать заниматься уже в дошкольном возрасте:

  • обозначать и называть части тела, в том числе отделять приватные зоны и объяснять, кто из взрослых имеет к ним доступ (родитель, доктор), а кто — нет, как показать, что то или иное прикосновение или взаимодействие — как со взрослым, так и с ребенком — неприятно или неуместно;

  • беседовать о плохих и хороших секретах (первые вызывают неприятные чувства, вторые же, скорее, приятно волнуют, как, например, задуманный сюрприз на день рождения друга);

  • обсуждать примеры из жизни, мультфильмов и книг.

Честный диалог всегда предпочтительнее жесткого запрета без объяснений. Ведь для детей существует много неочевидного, а еще есть жуткий познавательный интерес и пока еще нет критичности и избирательности. Их выбор часто основан на эмоциях, любопытстве или действиях за компанию.

Доверительный контакт, принятие ошибок, готовность поддержать — лучшее, над чем могут поработать мамы и папы. А различные программы родительского контроля помогут на начальном этапе ограничить совсем уж неподобающий материал.

Ирина Белобородова

Практикующий детский психолог и преподаватель курса «Детская психология» в онлайн-школе психологических профессий «Психодемия»

Реклама. АО «Издательство «Просвещение», ИНН 7715995942