Большинство первоклассников переживают довольно похожие трудности. Мы выбрали семь главных проблем, а детский психолог Ирина Белобородова дала полезные советы, которые помогут подготовиться к новой жизненной главе.
1. Адаптация
Что ждет
Все дети уникальны в прохождении этапов развития, поэтому могут собираться в первый класс с очень разным настроем. Одни посещали всевозможные «развивашки» и «подготовишки». Другие не ходили в детский сад или занимались в частной группе с мягкой программой.
Очевидно, что для них адаптация будет проходить по разным сценариям
Однако в любом случае первоочередная задача — привыкнуть к новому важному в их жизни взрослому — первой учительнице, а также к детскому коллективу.
Что делать
Стать одной командой, которая готова вместе пройти этот путь, переваривать новый опыт, поддерживать друг друга на всех этапах. В частности, в адаптационный период нужно:
строго соблюдать режим учебы и отдыха, снизить нагрузку после школы, особенно если прежде ученик не ходил в детский сад;
разнообразить вопросы, не фокусироваться только на школе, спрашивать о мыслях, желаниях, смешных событиях, новых играх и увлечениях, узнавать, куда бы отправился ребенок, если бы имел неограниченный выбор и всего 24 часа, или с кем бы поговорил из любимых героев.
Как подготовиться
Создать позитивный образ будущего:
беседовать о школе, делиться личным опытом — как положительным, так и отрицательным;
смотреть и обсуждать фильмы об учениках;
заранее рассказать о новой рутине, следовать примерному расписанию и распорядку дня.
2. Оценки
Что ждет
Оценочная система — неотъемлемая часть школьного образования, причем зачастую учителя начинают давать обратную связь в таком виде уже в младших классах. Помимо этого часто и родители грешат тем, что начинают фокусироваться только на школьной успеваемости, сужая для ребенка перспективу восприятия себя как целостной личности.
Что делать
Понимать, что оценка — это всего лишь инструмент, с помощью которого педагог пытается оценить уровень усвоения знаний. Двойка или тройка показывает, что, скорее всего, нужно еще раз обратиться к пройденному материалу, определить слабые места и разработать план действий. И только при крайней необходимости подключать вспомогательных специалистов (репетиторов, неврологов, психологов).
Выработать систему похвалы: не просто говорить «умница», «молодец», «хорошая работа», а четко подсвечивать, где виден прогресс. И оценивать ребенка не только как ученика, но и как человека, отмечать проявленные качества: заботу, смекалку, находчивость, смелость или артистизм.
Использовать правило бутерброда при разборе домашних и контрольных работ. То есть не набрасываться сразу на недочеты и упущения, а вместо этого начать с того, где ребенок достойно показал знания, затем выделить проблемное место, оказать поддержку и предложить помощь, составить план по совместному решению проблемы, а в конце подчеркнуть, что все обязательно получится.
Как подготовиться
Изначально необходимо сформировать у ребенка адекватную самооценку, чтобы он не выработал зависимость от чужого мнения. Не сравнивать его с одноклассниками, братьями и сестрами, детьми друзей. И сразу пресекать такие попытки, если кто-то из близкого окружения пытается навязать ненужную конкуренцию.
Когда ребенок совершает ошибки, родителям стоит помнить, что они неизбежны на пути развития
Важно не фокусировать на них внимание, а помочь сыну или дочери найти решение проблемы, проанализировать свои действия, сделать выводы, проговорить, чему могла научить эта ситуация, а также отметить удачные решения ребенка и похвалить его за них.
3. Тайм-менеджмент
Что ждет
Следование новой рутине, распределение нагрузки и отслеживание расписания — такие же навыки, которые приобретаются постепенно, как и освоение грамоты. И в этом детям однозначно нужна помощь взрослых.
Что делать
Использовать визуальные вспомогательные материалы: наглядные чек-листы, стикер-чарты, где можно отмечать прогресс и выполненные пункты, пробковые доски с расписанием дня. Такие помощники хорошо развивают самостоятельность и помогают заниматься планированием.
Следить за балансом занятий и свободного времени. Творческие кружки не считаются отдыхом от школы, даже если очень нравятся ребенку. В первые месяцы адаптации лучше снижать дополнительную нагрузку и в свободное время больше гулять, играть и уделять время легкой физической активности, чтобы давать мозгу достаточно кислорода и менять режим длительного сидения за партой на что-то более подвижное.
Соблюдать режим дня. Физическое и эмоциональное состояние школьника достаточно серьезно влияют на его успеваемость и способность усваивать материал. Так что регулярно откладывать домашние задания на девять-десять часов вечера не самая хорошая идея.
Как подготовиться
Начинать обучать ребенка планированию времени и самостоятельности лучше постепенно, еще до школы, приобщая к семейным делам и формируя рутину. Кроме того, он должен видеть последствия своей неорганизованности, например опозданий и забывчивости, чтобы вынести урок из совершенных ошибок и понять связь между процессом и результатом. Это придает мотивации.
4. Одноклассники
Что ждет
Важно разделять понятие буллинга как системной истории и локальных конфликтов, которые проходит каждый школьник на разных этапах своего развития.
Буллинг — проблема, которая показывает, что в классе происходит что-то не то и учитель по каким-то причинам не справляется с групповой динамикой. Как правило, в группе, где начинается травля, нет уважительных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, общих проектов, где можно было бы реализовать свои таланты, понятных и одинаковых правил взаимодействия, поэтому ученики выбирают самый простой путь — сплотиться через унижение одного человека.
Дети не могут бороться с травлей самостоятельно, особенно если речь о младших школьниках
Именно взрослые играют решающую роль в изменении ситуации, и в первую очередь учитель — как самая главная фигура в жизни класса. Решение и ход действий будет зависеть от множества факторов: готовности и возможности учителя и другой стороны конфликта включаться, позиции администрации, типа школы.
Что делать
Буллинг. Сохранять самообладание, держаться на стороне ребенка, но при этом оставаться готовыми к конструктивному диалогу с другими сторонами. Безусловно, не всегда это возможно — иногда приходится решать вопрос через администрацию или, в крайнем случае, переводить ученика в другой класс.
Рядовые конфликты. Учитывать личностные особенности сына или дочери и соотносить их с ценностями семьи. Ребенок может делиться подобными историями, просто чтобы получить поддержку, поэтому не нуждается в советах и срочных действиях со стороны родителей — порой это, наоборот, ухудшает ситуацию. А в других случаях он может хотеть услышать мнение или пример из личного опыта разрешения конфликтов мамы и папы. В обоих вариантах эти ситуации можно использовать как хороший шанс сблизиться с ребенком.
Как подготовиться
Изучить специальные ресурсы, посвященные буллингу, где есть очень много полезных и четких инструкций для родителей, педагогов и учеников, а также контакты специалистов, которые готовы помочь. Например, можно пройти бесплатный курс
5. Учителя
Что ждет
За хорошими учителями многие родители начинают охотиться заранее, пытаясь попасть в класс именно к заслуженному педагогу с отличными отзывами. Однако понятие хорошего учителя может отличаться у разных семей. Одним нравятся более жесткие закаленные педагоги, которые дают железобетонные знания и следят за дисциплиной. А другим — мягкие преподаватели, которые опираются на несколько другие принципы в обучении детей.
Нередко возможности выбора нет, и ребенок попадает к тому, кто положен по прописке
К сожалению, в целом существует высокий уровень напряжения в отношениях между учителями и родителями. Однако тревожные звоночки, указывающие на реальную потенциальную проблему, выглядят так:
общее волнение родителей, получающих от детей тревожную обратную связь о криках и неподобающем поведении взрослого;
общая неуспеваемость класса;
жалобы на некачественное проведение уроков.
Что делать
Если все же случился разовый конфликт, попытаться решить его дипломатично. Сначала переговорить с учителем наедине, не обращаться сразу в администрацию, что нередко эскалирует конфликт. Постараться расположить педагога, пригласить к конструктивному диалогу, дать понять, что вы не угрожаете, а лишь хотите вместе разобраться в ситуации. Ведь нередко преподаватели, как и родители, сразу встают в оборонительную позицию, из которой сложно договориться по-хорошему.
Как подготовиться
Заранее не искать в учителе изъяны, тревожно выспрашивая у ребенка все детали его школьного дня. Ведь иногда повышенное напряжение родителя, его собственный негативный опыт накладывают отпечаток на отношение к педагогу сына или дочери.
Прислушиваться к ребенку, обращать внимание на информацию в чате класса, чтобы понимать общий фон настроения, но оставаться в позиции критического объективного мышления.
6. Деньги
Что ждет
Многие дети впервые сталкиваются с деньгами только в первом классе, когда родители начинают ежедневно выдавать определенные суммы на школьные завтраки и обеды, — и, к разочарованию последних, иногда тратят их совсем не так, как было оговорено.
Что делать
Рисовать финансовый пирог, демонстрируя то, как вы распределяете семейный бюджет, на что важно откладывать деньги, какие траты обязательно планировать заранее и почему нельзя просто покупать все, что хочется.
Завести офлайн- или онлайн-копилку, в которой средства будут распределяться на разные статьи расходов: одна часть только на обеды, другая — на важную «хотелку». Если ребенок располагает свободными деньгами только на обеды, у него обязательно появится желание потратиться на что-то еще, ведь соблазнов вокруг очень много.
Научить подсчитывать деньги и понимать, когда спонтанная покупка возможна, а когда лучше сэкономить. Показать, как можно распределять бюджет в течение недели или месяца.
Приготовиться к тому, что срывы неизбежно случаются. Принимать как взлеты, так и падения, чтобы ребенок не боялся критики и осуждения взрослых. Если случилась нежелательная трата, обсудить это конструктивно.
Как подготовиться
Обучать ребенка основам финансовой грамотности уже с дошкольного возраста. Это проще делать в игровой форме на примере той же игры в магазин с игрушечными деньгами. Также важно постепенно обучать копить уже настоящие деньги на что-то очень желаемое, а затем торжественно пойти в магазин и купить этот предмет всей семьей.
7. Интернет
Что ждет
Нынешние будущие первоклассники пользуются интернетом с самого рождения, так что вполне ожидаемо, если они создадут какой-нибудь общий чат в первый же день знакомства.
Поскольку это зона, где взрослые гораздо в меньшей степени могут контролировать детей, риск того, что там будет происходить какое-то нежелательное поведение, выше
Помимо этого школьники, зарегистрированные в соцсетях, могут столкнуться и с неприемлемым вниманием взрослых. Причем иногда они выдают себя за ровесников, что затрудняет выявление преступных намерений.
Что делать
Если неприятная ситуация все же произошла, важно руководствоваться несколькими правилами.
Спокойно обсудить произошедшее, не поддаваясь эмоциям. Многие дети боятся расстроить или разозлить родителей, поэтому скрывают некоторые факты, которые могут сыграть ключевую роль в развитии событий. Беседа, проведенная в спокойном тоне, докажет ребенку, что он и дальше может обращаться за помощью к семье.
Не обвинять. Если школьник столкнулся с неправомерными действиями взрослого в интернете, четко давайте понять, что ответственность лежит только на другой стороне. Если же он сам совершил какие-то недостойные действия, например по отношению к однокласснику, то объясняйте, что плох исключительно поступок, но не он сам.
Проконсультироваться с юристом или обратиться в правоохранительные органы, если налицо все признаки нарушения прав несовершеннолетнего и речь идет о серьезном преступлении.
Как подготовиться
Помочь выстраивать свои границы и уважительно относиться к чужим. Этим можно начинать заниматься уже в дошкольном возрасте:
обозначать и называть части тела, в том числе отделять приватные зоны и объяснять, кто из взрослых имеет к ним доступ (родитель, доктор), а кто — нет, как показать, что то или иное прикосновение или взаимодействие — как со взрослым, так и с ребенком — неприятно или неуместно;
беседовать о плохих и хороших секретах (первые вызывают неприятные чувства, вторые же, скорее, приятно волнуют, как, например, задуманный сюрприз на день рождения друга);
обсуждать примеры из жизни, мультфильмов и книг.
Честный диалог всегда предпочтительнее жесткого запрета без объяснений. Ведь для детей существует много неочевидного, а еще есть жуткий познавательный интерес и пока еще нет критичности и избирательности. Их выбор часто основан на эмоциях, любопытстве или действиях за компанию.
Доверительный контакт, принятие ошибок, готовность поддержать — лучшее, над чем могут поработать мамы и папы. А различные программы родительского контроля помогут на начальном этапе ограничить совсем уж неподобающий материал.
Практикующий детский психолог и преподаватель курса «Детская психология» в онлайн-школе психологических профессий «Психодемия»