Наблюдая за теми, кто достиг успеха, многие спрашивают себя: как им это удается? Все дело в природном таланте? Как они смогли реализовать врожденные способности и добиться успехов?
Журналист Татша Робертсон начала задаваться этими вопросами еще десять лет назад, работая корреспондентом в газете Boston Globe. Ей часто доводилось брать интервью у известных людей, составлять на них досье, и она обратила внимание, что многих родители воспитывали схожим образом.
Татша связалась с Рональдом Фергюсоном, экономистом из Массачусетского технологического института, посвятившим карьеру изучению неравномерности качества образования в США. Она хотела выяснить, можно ли научиться «стратегически» воспитывать детей и, если да, что можно посоветовать родителям, которые хотят максимально развить врожденные способности детей и помочь быть успешными независимо от обстоятельств.
Родители тех, кто достиг успеха, еще до их рождения знали, какими хотят видеть своих детей во взрослом возрасте
Экономист был уверен, что это возможно. Вместе они начали подробно исследовать вопрос. Итогом многолетней работы стала книга, в которой подробно разбираются восемь главных рекомендаций для родителей, мечтающих воспитать успешного ребенка. К примеру, исследователи обнаружили, что те, кто достиг успеха, обычно умели читать еще до того, как пойти в детский сад, а их родители еще до их рождения знали, какими хотят видеть своих детей во взрослом возрасте.
Робертсон и Фергюсон согласились подробнее рассказать о своей новой книге и результатах их многолетних исследований.
Какие они — успешные дети, о которых вы пишете?
Робертсон: Они очень умны и отлично учатся, сами управляют своей жизнью, легки на подъем. Их приучили постоянно ставить перед собой цели и их достигать.
Фергюсон: Мы составили небольшое уравнение: ум + цель + самостоятельность = полная реализация. В книге мы пишем о родителях, которые поняли, как направить своих детей по тому пути, который лучше всего раскроет весь их потенциал.
Многое из того, что вы описываете, родителям важно делать вовремя. Например, непрерывно заниматься развитием ребенка по конкретным методикам с рождения и до пяти лет. Мамы и папы, о которых вы рассказываете, занимались по специальным карточкам, учили читать еще до детского сада. Но что, если, допустим, ребенку уже четыре года, читать он не умеет и вряд ли в ближайшее время научится? Время упущено?
Фергюсон: Дело не в том, умеет ли четырехлетка читать. Важно, привили ли ему любовь к учебе, нравится ли ему преодолевать трудности. Родители могут его к этому подготовить, для этого им нужно хорошо знать своего малыша и постоянно давать ему задания, решение которых будет вдохновлять и придавать уверенности, но не настолько сложные, чтобы у него опускались руки. Главное — общий настрой и мировоззрение родителей, их понимание того, что важно.
Родители должны знать ребенка настолько хорошо, чтобы понимать, какие занятия принесут ему больше пользы в конкретный момент
Некоторые думают: «Ну зачем заставлять дошкольника учиться читать?» Но никто никого не заставляет, ни о каком принуждении речь не идет. В книге мы подчеркиваем, что ребенок должен делать все с охотой. Смысл не в том, что каждый малыш может вырасти звездой или гением. Мы говорим в первую очередь о том, что родителям стоит изучать своих детей. Они должны знать ребенка настолько хорошо, чтобы понимать, какие развивающие занятия принесут ему больше всего пользы в данный конкретный момент.
Вы описываете восемь ролей, которые играют «умелые родители». Вас самих что-то удивляет в этих ролях?
Фергюсон: Одна из ролей, которые играют умелые родители, — роль «философа». Те, у кого есть четкая цель в жизни, ясно себе представляют, какие проблемы мира они хотят решать. Такие родители с самого рождения ребенка на полном серьезе видят в нем мыслителя. Когда ребенок задает вопросы, которые кажутся слишком сложными или слишком философскими для такого крохи, они тщательно обдумывают ответы.
Робертсон: Приведу пример. В Гане живет молодой человек, Сангу Делле. Когда ему было всего четыре или пять лет, отец — деревенский доктор — уже вел с ним философские беседы. Сангу спрашивал, например: «Какая из добродетелей важнее всего?», и они обсуждали Аристотеля. Отец говорил с ребенком как со взрослым и не всегда сразу отвечал на вопросы. Иногда он пару дней размышлял, прежде чем вернуться к разговору.
В книге вы описываете многодетные семьи, в которых один ребенок достиг успеха, а остальные нет. Почему так происходит?
Фергюсон: Бывает, если ребенок невероятно успешен, его братья и сестры понимают, что не способны с ним состязаться. Если родители вовремя это замечают, они могут дать остальным детям понять, что любят и ценят их, вне зависимости от отметок и других достижений. Но иногда дело просто в том, что родители особенно любят первенца и уделяют ему больше внимания.
Робертсон: Мы общались с семьями, в которых все дети выросли очень успешными. Во многих случаях родители воспитывали каждого из них по-своему и смогли развить в каждом его лучшие качества. Они изучали детей и находили индивидуальный подход к каждому. Конечно, все родители жаловались на нехватку времени. Но те папы и мамы, у которых мы брали интервью для книги, всегда стратегически планировали время, которое тратили на детей.
Вы пишете: «Пути к самореализации и успеху, по которым родители направляли своих детей, у всех оказались очень схожими. Социальное положение и этническая принадлежность не играли никакой роли». А вы не забываете о системных препятствиях, которые мешают некоторым детям добиваться успеха?
Робертсон: Многие нам об этом говорят. Но, несмотря на препятствия, главное для родителей — прикладывать осознанные усилия. Конкуренция будет всегда, и, если вы хотите, чтобы ребенок многого достиг, об этом надо знать. Уж простите за клише, но все родители, о которых мы пишем, верили в Американскую мечту — в то, что, упорным трудом можно достичь всего, чего захочешь. Все без исключения, независимо от того, сколько у них денег и откуда они родом.
Фергюсон: Мы не хотим снимать ответственность с общества и государства — они тоже должны помогать, например, малообеспеченным семьям. Но наша книга все-таки обращена не к обществу в целом, а именно к родителям. Которые, безусловно, заслуживают поддержки.
Робертсон: Главная идея книги в том, что родители знают, что делают. В их воспитании есть стратегический расчет, они настроены на успех и никогда не сдаются!
Источник: Huffington Post
Об авторе
Кэтрин Пирсон — журналист американского издания Huffington Post, публикует материалы о проблемах женщин и воспитании детей.