Начнем мы неожиданно с работы над словарем. Наша психика очень вербализована. Люди думают словами, хотя не отдают себе в этом отчет. Чтобы разобраться в сложностях отношений между мужчинами и женщинами, надо договориться, что будем называть любовью. Существует много разных мнений и описаний этого чувства. Но есть такое представление о любви, в котором все сходятся и понимают его одинаково, — любовь к себе.
Когда мы понимаем, что нас любят? Когда влюбленный человек приходит ровно тогда, когда это очень нужно, и уходит в тень, когда нам и так хорошо. Радуется удовольствиям, которые мы получаем от жизни, независимо от того, насколько они с ним связаны. Когда переживает наши неудачи вместе с нами и реагирует на наши эмоции. Это то чувство, в фокусе которого любое «Я» точно бы хотело оказаться.
Бывает наоборот: при встрече человек немедленно начинает выговариваться и описывать сегодняшние обстоятельства, не заглянув в глаза, не спросив, как у нас дела. Или задает вопрос: «Куда это ты без меня?» Или предъявляет претензии, что вы как-то не так общаетесь с его матерью. Это не то чувство, объектом которого любое «Я» хотело бы оказаться. Это отношение воспринимается со знаком «минус». Как бы человек ни комментировал это друзьям или психологу, никто из нас не будет считать это действительно любовью по отношению к себе. И вот мы видим, что в наших взаимодействиях есть эти два совершенно разных начала.
Большинство любовных проблем и несовпадений связаны с тем, что мы не называем вещи своими именами. Давайте договоримся: под любовью мы будем понимать чувство, о котором идет речь в первом примере. То есть нашу потребность, чтобы партнеру было хорошо в отношениях.
Второе чувство — потребность, чтобы нам самим было комфортно, надо назвать иначе. Чтобы подобрать точное определение, давайте посмотрим, на какие чувства похожа потребность опекать, заботиться. Легко заметить, что это близко к чувствам идеального родителя. Почему идеального? Потому что нет среди нас тех, кому для себя в ответ ничего не надо. Но это чувство, эту любовь мы будем называть зрелым чувством.
Продолжая аналогию, легко заметить, что потребность в опеке очень близка детям. Ребенку, когда он встречается вечером с родителем, неестественно сначала заглянуть родителю в глаза и спросить, не устал ли он. Ребенок начинает сразу выговариваться. Он испытывает досаду, когда родитель заболел. Как это заболел? Ты же родитель, ты же должен. Это второе чувство называется инфантильным.
Потребность, чтобы меня опекали, мной занимались, делали хорошо, естественная для любого живого организма. И проблема не в ней, а в подмене. Когда человек говорит: «Я тебя так люблю, а ты мне даже не звонишь». Проблема, когда мы не говорим человеку: «Знаешь, я чувствую, что больше пользуюсь тобой, чем даю тебе, и очень благодарен, что ты держишь такой удар».
К психологам обращаются женщины и мужчины с проблемами и претензиями друг к другу. Понятно, что к специалисту редко приходят, чтобы поделиться радостью
И при всем разнообразии сюжетов становится заметно наличие одного из главных механизмов, определяющих успех или неудачу отношений (особенно долгосрочных), — то чувство, которое движет каждым из нас.
В реальной жизни в любом человеке есть оба начала: брать и отдавать. Даже самый самодостаточный человек не может быть свободен от потребности что-то получать. И наоборот, самый эгоистичный человек иногда чувствует потребность чем-то делиться с другими. Вопрос в пропорции.
Различить эти два начала в себе очень легко. Инфантильное чувство заставляет реагировать на поступки партнера, а зрелое — на эмоции, которые им двигали. Легче всего это понять на отношениях с детьми. Когда трехлетний ребенок капризничает, грубит и кидает предметы, мы понимаем, что это не он плохой, а ему плохо. Мы понимаем, что он устал, хочет спать или голоден. Пытаемся удовлетворить его потребность. Это и значит реагировать не на поступки, а на чувства.
Представьте, что вы с кем-то разговариваете в сердцах по телефону. Этот человек вызывает у вас сильное напряжение и говорит неприятные слова. Он вас «завел», и вы поступили некорректно — швырнули дымящуюся трубку. И вдруг боковым зрением замечаете, что близкий человек это видел и слышал. Какую максимально комфортную реакцию в этой ситуации можно представить? В одном случае он говорит: «Что ты себе позволяешь, как ты разговариваешь с людьми?» Это очевидная реакция со знаком «минус». Реакция со знаком «плюс»: «Что, она так тебя достала? Было неприятно?» Это уже реакция не на поступки, а на чувства.
Возможность больше участвовать, чем ждать участия или требовать его, больше выспрашивать и выслушивать, чем выговариваться, связана не только с таинственным совпадением двух людей, а еще и с так называемой химией. Эта возможность или ее отсутствие связана с общежизненным тонусом. Чем больше человек доволен своей жизнью, тем больше у него возможностей поступиться сиюминутными интересами или желаниями и отдать должное желаниям и интересам ближнего. И наоборот, чем больше он истощен, тем труднее ему переступить через себя. Это можно сравнить с физической болью: когда что-то очень сильно болит, то даже невинный вопрос может вызвать раздражение.
Чтобы применить это знание на практике, возьмите листок бумаги. Разделите его пополам вертикальной чертой. В левой половине наверху лаконично опишите проступок: какой-то прокол в отношениях, когда вы кого-то игнорировали или на чем-то капризно настаивали. Справа напишите, какой могла бы быть идеальная для вас реакция партнера. Затем в левой колонке под первой записью так же лаконично опишите обидный для вас поступок партнера: какую-то фразу, какое-то выразительное проявление невнимания. В правой колонке попытайтесь рассказать, как вы могли бы на это реагировать в идеальной форме, если бы успели задуматься о чувствах, которые им двигали.
Чтобы иметь возможность подняться над собственными чувствами, поступиться ими и отдать должное чувствам партнера, необходимо не только понимание и аналитический навык. Для этого нужны силы. Наличие или отсутствие такого ресурса определяется общежизненным тонусом человека. Насколько он доволен своей жизнью вообще, как часто испытывает подъем и как долго в этом состоянии пребывает. И здесь большую роль играет самопринятие, насколько мы в состоянии признать свои слабости и не винить себя за них.
Людей с высоким и низким самопринятием легко различить по терпимости и критичности. Люди с высоким самопринятием осуждают хвастовство, а не хвастуна, беспорядок, но не неряху. Это значит, что они и в собственном внутреннем плане способны осудить свой недостаток, не распространяя это осуждение на себя в целом.
Люди с низким самопринятием осуждают не слабости, а их носителей. Для них на хороших и плохих делятся сами люди, а не их качества
Из-за такого внутреннего состояния человек находится в конфликте, в ситуации противоречия, и ему сложно отдать должное партнеру. Он будет изо всех сил настаивать на своем. И не потому, что он смотрит на вещи иначе, просто ему очень страшно оказаться в очередной раз уличенным в неправильности.
Поэтому для перспективности отношений важно обращать внимание на самопринятие, внутреннюю наполненность, практиковать терпимость и бороться со своей критичностью. Самопринятие, удовольствие или неудовольствие от себя, не такая уж хитрая вещь. На психику испокон веков было принято смотреть как на что-то туманное и мистическое. На деле психика — одна из систем жизнеобеспечения организма. Такая же, как опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная и прочие системы. И как все эти системы, она формировалась на протяжении миллионов лет эволюции и естественного отбора, приспосабливая особь оптимальным образом к условиям существования вида. А для существования вида было очень важно, чтобы все особи друг с другом позитивно и конструктивно взаимодействовали.
С тех древних эволюционных времен человеческая психика «заточена» таким образом, что особи хорошо только тогда, когда от нее хорошо окружающим. Поэтому для повышения собственного самопринятия надо смотреть, насколько вы комфортны для непосредственного окружения.
* Признан Минюстом иноагентом