Аманта, дочь клинического психолога Дорис Бретт, опасалась играть с детьми на площадке и боялась темноты. Она не хотела идти в детский садик и не верила убеждениям, что там все будет хорошо. Вот тогда мать решила рассказать одну историю: «Энни жила в красном кирпичном доме, как наш. У нее была собака точно такая же, как наша, и у нее тоже были папа и мама, как Мартин и я. Но самое главное — она так же, как Аманта, поначалу всего боялась…»
История очень понравилась девочке. С тех пор каждый раз, когда Аманта сталкивалась с проблемами, она приходила к маме и говорила: «Расскажи мне какую-нибудь историю про Энни». А Дорис Бретт сочинила множество историй: про то, как однажды подружка не захотела играть с Энни, как девочка очень хотела поехать в летний лагерь, но боялась, что все узнают ее тайну и будут смеяться, или как она каждый день опаздывала в школу. Все эти истории — смешные и со счастливым концом, потому что Энни не занимать упорства и энергии!
Вскоре от стеснительности и боязни Аманты не осталось и следа. А Дорис Бретт открыла новый жанр психотерапевтических историй, написанных от лица ребенка (и с высоты его опыта), которые незаметно подсказывают ему, как самому найти решение и начать действовать. И эти удивительные истории полюбились множеству детей и родителей.
Только опытному взгляду психолога заметно, насколько психологически грамотно написаны эти рассказы и сколько в них всего «спрятано»
Часто дети боятся открыто говорить о страхах, считают проблему уникальной или «стыдной», а иногда — не могут понять свои эмоции. Когда вы заводите прямой разговор с детьми на болезненную для них тему, они сразу замыкаются, так что до советов дело уже не доходит.
Слушать историю — совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих проблемах — они просто слушают рассказ о девочке, такой же, как они, без вмешательства в их внутренний мир.
Разве мы, взрослые, не делаем то же самое, когда говорим: «Что бы вы посоветовали одной моей знакомой, у которой вот какая проблема?..» Сочувствуя Энни, которая сталкивается с такой же проблемой, ребенок начинает себя с ней отождествлять, а тут вдруг она находит выход — и получается, что это и он его нашел?
Прочитайте эту историю ребенку, если он боится темноты, а еще лучше — сочиняйте ее вместе: предложите угадать, о чем подумала Энни, что она сделает дальше? (Кстати, имя можно и даже полезно изменить так, чтобы оно по звучанию было близко к имени вашего ребенка.) Он с удовольствием добавит к рассказу что-то свое. Обратите внимание на то, что он при этом говорит, рассказывая вам что-то важное о самом себе.
История про Энни
Мама выключила свет. Энни слышала ее шаги, которые прозвучали удаляющимся эхом. Она почувствовала себя очень одиноко, и ей стало страшно. Энни нырнула под одеяло, уползая вглубь, как маленький червячок уползает от ранней пташки.
Под одеялом было безопаснее. Ее никто не мог увидеть, и она также не могла видеть никого. Она была как невидимка. «А ведь как было бы здорово побыть хоть немного невидимкой, — подумала Энни. — Тогда можно было бы потихоньку подкрасться к людям и рявкнуть над ухом: „У-у-у“ — как раз в тот момент, когда они занесли над своими блинами ложечку с вареньем. А еще здорово было бы послушать, о чем так тихо говорят мама с папой, отправив свою ненаглядную доченьку в другую комнату».
Но вот ведь беда: оставаться невидимкой под одеялом — нестерпимо жарко. И беда еще в том, что стоит только высунуть нос из-под одеяла, как ты становишься видимой снова. Так что этот план вряд ли осуществим. Но, может быть, на ее счастье они все-таки не появятся этой ночью…
Медленно-медленно, потихонечку Энни выползла из-под одеяла, открыла глаза и огляделась. В комнате была тьма кромешная. Но в этой тьме она могла разглядеть шкафы, занавески и жиденький тусклый свет уличных фонарей, проникающий сквозь окно. Она увидела свой стол. Она увидела…
— А-а-а! — Энни выпрыгнула из кровати и с воплем помчалась в гостиную.
— Энни, Энни, девочка моя! Что случилось? — встревожилась мама.
— Чудовище!!! — задыхаясь от испуга, произнесла Энни. — Там, в моей комнате — чудовище. — И она расплакалась.
— Хочешь, я пойду с тобой в твою комнату? — спросила мама.
Энни кивнула.
— Но сначала, — сказала мама, — я должна сходить на кухню… У меня там есть одна вещица, которая наводит ужас на чудовищ.
— Ой, правда? — обрадовалась Энни.
Когда они пришли на кухню, мама Энни выдвинула ящик и достала что-то оттуда. Предмет был блестящий, синего цвета, со стеклышком на одном конце.
Энни посмотрела на него с некоторым сомнением.
— Это — особый противомонстровый фонарик. Дело в том, что чудовища боятся света.
— Правда? — удивилась Энни.
— Правда, — подтвердила мама. — Ведь ты боишься темноты. Разве не так? Так вот, а чудовища боятся света.
Когда они пришли в комнату, Энни тщательно осмотрела все вокруг. Она заглянула в шкаф, за занавеску и под кровать, но не нашла ни одного чудовища.
— А теперь, — сказала мама, — устраивайся в постели поудобнее и ничего не бойся — ты в полной безопасности, а твой волшебный фонарик мы положим здесь, рядом с твоей кроватью.
— Хорошо, — сказала Энни. Рядом со своим волшебным фонариком она чувствовала себя в безопасности.
— Спокойной ночи, — попрощалась с ней мама и поцеловала ее.
Энни закрыла глаза и сразу же заснула…
…На следующее утро Энни спросила: «Можно мне взять кусок картона и большой черный фломастер?»
— Конечно, — сказала мама. — А зачем это тебе?
— Это секрет, — ответила Энни. — Я покажу тебе, когда закончу.
Она ушла в свою комнату и принялась за работу. Через час Энни вышла. В руках у нее был большой кусок картона с надписью: «Прочь, чудовища! Эта комната охраняется противомонстровым фонариком».
— А что собой представляют твои чудовища? — спросила мама.
— Они подлые и гадкие существа, — ответила Энни.
— Почему бы тебе не нарисовать их? — предложила мама.
— Хорошо, — согласилась Энни. Она любила рисовать. Энни изобразила чудовища такими, какими видела их в прошлую ночь. Она снабдила их желтыми, мерцающими в темноте глазами, заостренными зубами и языками ярко-красного цвета.
— Боже мой! — воскликнула мама. — Они действительно безобразны. Да к тому же очень злые.
— Они в самом деле были очень злые, — подтвердила Энни. — Они были злы еще больше, чем я, когда Дженни говорила обо мне гадости Саре, и когда я упала с велосипеда, и когда ты не позволила мне остаться посмотреть телевизор… — Она остановилась, чтобы сделать передышку. — И все это случилось в один и тот же день.
— А знаешь, — сказала мама, — иногда с ними можно даже подружиться или сказать им, какой у них дурацкий вид. Это приводит их в смущение, а чудовища этого просто не переваривают. Их всех что-то беспокоит или не устраивает. Некоторые из них считают, например, что у них слишком большие уши или чересчур красный нос. Иногда они даже начинают тебя бояться. И хотя они могут казаться очень свирепыми и злыми, на самом деле они не так страшны, как многие считают.
Прошло несколько дней и ночей. Энни лежала в постели. Хотелось спать, и глаза стали закрываться против ее воли. Вдруг что-то мелькнуло перед почти уже закрывшимися глазами. Она открыла их шире и пристально вгляделась в темноту. В углу ее комнаты сидело чудовище.
Энни мгновенно схватила свой волшебный фонарик и включила его.
Чудовище сразу отпрянуло. «Не надо!» — запищало оно. Было очень странно, что такое огромное, свирепое чудовище может издавать такой жалкий писк.
— Нет, нет! Только не этот фонарь! — пищало оно, пятясь назад. — Прошу тебя, отведи свет в сторону.
— Нет, ты этого не дождешься, — твердо сказала Энни. — По крайней мере до тех пор, пока не уберешься отсюда.
— Это неправильно, — завопило чудовище. — Ведь ты же должна меня бояться. — Оно топнуло лапой. — Это неправильно, — повторило оно. — Как же мне теперь быть? Теперь все будут смеяться надо мной… Мы ведь должны быть злыми и пугать людей. — И к своему удивлению Энни увидела, что чудовище плачет.
— А я знаю, что надо делать, если злишься, — сказала она.
— Ну и что? — осторожно спросило чудовище.
— Иди сюда, я расскажу тебе, — сказала Энни.
Чудовище с тревогой кивнуло на фонарик: «Но только выключи эту штуку, иначе я не пойду».
Оно подошло поближе и присело рядом с Энни, а она стала ему рассказывать, как можно выпустить свою злость, взбивая подушку.
— Вот это здорово! — обрадовалось чудовище. И они вместе принялись дубасить подушку Энни.
— У меня есть идейка и получше, — пропищала подушка. — Почему бы вам не поколотить матрац?
Но ни Энни, ни чудовище не слышали ее слов, потому что они были слишком заняты: они покатывались со смеху.