Руководитель программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ ВШЭ.
Психоанализ: диалог с бессознательным

Психоанализ – понятие многозначное: это и крупнейшая теория личности, и способ исследования бессознательного, и метод лечения различных психических расстройств. Это все создал один человек — австрийский врач Зигмунд Фрейд. Он сумел сформулировать в своих теориях то, о чем другие ученые и мыслители лишь догадывались; начал использовать в работе с пациентами техники, которые его коллеги-врачи принимали в штыки и даже осмеивали, но именно эти приемы помогали людям избавиться от душевных болезней. Благодаря смелости духа Фрейд сумел сделать открытия, ставшие основой психоанализа и важной частью современной культуры.

Отец-основатель

Частную практику психиатра австрийский врач Зигмунд Фрейд начал в 1882 году. Пытаясь помочь своим пациентам, которые страдали от изменчивости настроения, приступов тоски, тревоги, он изучает различные методы лечения нервных болезней. Работая вместе с крупнейшим французским психиатром Шарко (Jean-Martin Charcot), осваивает технику гипноза. Вместе со своим коллегой Йозефом Брейером (Jozef Brejer) разрабатывает метод катарсиса – высвобождение эмоций в процессе разговора пациента с врачом. Вместе с Брейером Фрейд пишет книгу «Исследования истерии», в которой впервые в истории медицины утверждает, что истерия – это «не болезнь нервов», а расстройство личности. Общение с Брейером помогло ему прийти к открытию бессознательного, к пониманию процесса вытеснения травмирующих переживаний (мы «забываем» то, с чем не можем совладать) и детской сексуальности, которая определяет развитие нашей психики. В технике лечения Фрейд перестал использовать гипноз и начал работать с помощью свободных ассоциаций (включая анализ сновидений), которые и стали основой метода психоанализа.

Человек свободный и творческий

Благодаря психоанализу в течение последних ста лет возникло множество психотерапевтических направлений и теорий личности: юнгианский анализ, индивидуальная психология индивидуальная психология Альфреда Адлера (Alfred Adler), телесно-ориентированная психотерапия Вильгельма Райха (Wilhelm Reich), транзактный анализЭрика Берна (Eric Berne) и многие другие.

ПСИХОАНАЛИЗУ ИЗВЕСТНО: НАШИ СТРАДАНИЯ ИМЕЮТ СМЫСЛ, СКРЫТЫЙ... ВНУТРИ НАС САМИХ.

Может быть, поэтому психоанализ сегодня часто путают с психотерапией, считая, что его главная цель – в том, чтобы помочь человеку лучше приспособиться к жизни, стать спокойным, способным к конструктивным поступкам и отношениям. Однако психоанализ не только помогает пациенту освободиться от симптомов и проблем, которые его беспокоят. Он прежде всего дает ему возможность обрести большую внутреннюю свободу, ощутить ценность личностного развития и, главное, учит вести диалог со своим бессознательным, а значит, понимать скрытые мотивы своих поступков, разрешать внутренние конфликты.

Мир внутри нас бесконечен, психоаналитический же процесс конечен во времени (но длится не менее четырех лет). Поэтому очень важно, чтобы за это время пациент не просто проработал свои основные проблемы, но и ощутил свое зрелое «Я», благодаря которому он сможет продолжать внутреннюю работу и после того, как психоанализ будет завершен.

Кому это нужно?

Психоаналитики работают практически со всем спектром психологических проблем, за исключением требующих медикаментозного (психиатрического) лечения. Сегодня к ним все чаще обращаются те, кто стремится глубже понять свой внутренний мир и открыть новые пути развития своей личности. Это люди, как правило, с высокой внутренней культурой. Саморазвитие – часть их жизни. Они готовы глубже понимать себя, открывать бессознательное значение своих переживаний или беспокоящих их жизненных ситуаций. Тот, кто хочет пройти личный анализ, должен признавать свои психологические проблемы и трудности и понимать, что их источник находится внутри самого человека (а не только во внешнем мире).

Рабочий «инструмент»

Один из главных «инструментов» в психоаналитической работе – личность аналитика. Он должен уметь погружаться в бессознательное пациента, переживать вместе с ним его самые потаенные внутренние конфликты и трагедии, одновременно аналитически осмысливая их и точно понимая происходящее в его душе. Именно поэтому стандарты обучения, принятые во всем мире, очень высоки. Психоаналитики должны иметь высшее образование по специальности «психолог» или «врач-психиатр» и специальное постдипломное образование, которое, в частности, включает опыт личного анализа (не менее четырех лет) и двухлетнюю работу как минимум с двумя пациентами под постоянной супервизией (наблюдением более опытного коллеги). При этом и его аналитик, и супервизоры должны быть членами Международной психоаналитической ассоциации.

Безопасное пространство

Результат психоанализа во многом зависит от условий, в которых проходят встречи с аналитиком. Они всегда четко определены (аналитики называют эти правила «сеттингом»): пациент приходит в одно и то же место, в заранее определенное время и делает это от трех до пяти раз в неделю. Сеанс продолжается 45-50 минут. Все несостоявшиеся встречи оплачиваются независимо от причины, по которой были пропущены. Аналитики уверены, что такая стабильность и четкость условий помогают пациенту почувствовать свою ответственность за работу, развивают его внутренний аналитический процесс, который не должен зависеть от внешних или внутренних помех.

Пациент во время сессии лежит на кушетке, и это помогает ему перестать контролировать внешнюю реальность – ведь он не может следить за реакцией аналитика (тот сидит у него в изголовье), а только слышит его голос. И возникает ощущение, что ты разговариваешь одновременно с реальным человеком, с самим собой и с фантазийным образом аналитика, который у тебя возникает.

Что такое бессознательное?

Фрейд был уверен, что наша психика имеет несколько уровней: сознание, предсознательное и бессознательное. Часть наших фантазий, желаний находится в предсознательном и становится ясной, лишь когда мы направляем на нее свое внимание. Но многое мы не можем осознать даже ценой величайших усилий. Эта часть души называется «бессознательным». Здесь находится все то, что тревожит и ранит нас, что неприемлемо для нашего «Я». Даже усилием воли самостоятельно мы не можем осознать, «вспомнить» это. И психоанализ помогает нам проделать эту работу.

Перенос и контрперенос

ВСПОМНИТЬ И ВНОВЬ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ТО, ЧТО ДО СИХ ПОР БЫЛО ВЫТЕСНЕНО В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Согласно основному правилу психоанализа пациент должен говорить все, что он думает и чувствует, все, что приходит ему в голову, даже то, о чем сообщать неприятно, стыдно или больно (это и есть свободные ассоциации). Пытаясь следовать этому правилу, он начинает испытывать различные чувства к аналитику (этот феномен в психоанализе называется «переносом»). Пациент проецирует на него свои бессознательные желания, чувства и конфликты и переживает их с новой силой. Например, он может злиться на аналитика, потому что тот (как ему кажется) долго молчит. Но в результате анализа этих чувств обнаруживает, что его злость на самом деле была направлена на собственную мать, которая когда-то, в детстве, наказывала его молчанием за любую провинность. Перенос прежних конфликтных взаимоотношений и фантазий из прошлого в психоаналитический кабинет позволяет вспомнить, пережить и переосмыслить то, что было вытеснено в бессознательное на разных этапах жизни.

Но не менее важно для результата работы, чтобы и аналитик улавливал эмоции, которые возникают у него в ответ на переживания пациента (такие реакции называются «контрпереносом»). Это помогает ему понимать даже самые глубокие бессознательные переживания пациента и интерпретировать их, то есть преобразовывать бессознательное в осознаваемое. В результате психоанализа пациент с удивлением открывает, что кто-то может к нему тепло относиться, искренне помогать ему, верить в него. В конечном счете он начнет строить свою жить, обладая этим новым опытом.

* З. Фрейд «Исследования истерии». Восточно-Европейский институт психоанализа, 2005.

Об этом

  • Зигмунд Фрейд «Лекции по введению в психоанализ» Эксмо, 2001.
  • Зигмунд Фрейд «Знаменитые случаи из практики» Когито-Центр, 2007.
  • «Энциклопедия глубинной психологии» Менеджмент, 1998.
  • Хельмут Томэ, Хорст Кэхеле «Современный психоанализ» Прогресс, Литера, 1996.