«Наверное, во мне погиб артист, — делится 43-летний Эдуард. — Я блестяще умею проходить собеседования. Я так много учился, так часто рвался на новые, более высокие должности, что не успевал толком разобраться в текущей работе. Жена называет меня профессиональным соискателем. Я умею продавать себя за хорошие деньги. Но вот потом… Пару раз осознавал, что еще чуть-чуть, и меня раскусят: на кону стояли серьезные проекты, и я понимал, что не могу их сделать. Один раз не успел уйти первым. И это было довольно унизительно слушать, что на собеседовании был как будто другой человек».
Людей, которые сознательно пускают пыль в глаза работодателю, немало. Но не меньше и тех, кто искренне заблуждается в собственном уровне компетентности. Они с энтузиазмом берутся за задачи любой сложности, а потом с удивлением обнаруживают себя днюющими и ночующими на работе или в больнице после нервного срыва.
Я знаю все!
«Невротический механизм заставляет такого человека быть не хуже. И тогда он неизбежно начинает перегружаться. Как следствие — трудоголизм, — объясняет когнитивный психотерапевт Дмитрий Ковпак. — Он физически себя изматывает. У японцев много лет официально существует термин «смерть на рабочем месте». У них принято завышать планку настолько, что это приводит к истощению, нарастающим проблемам со здоровьем, тревожным расстройствам, психосоматическим заболеваниям».
Спустя сто с небольшим лет после Дарвина, в 1999 году, исследователи Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг высказали гипотезу, которую подтвердили исследованиями на студентах одного из американских университетов. Согласно их выводам, адекватная оценка себя и других зависит от уровня некомпетентности оценивающего.
Люди менее квалифицированные часто переоценивали свои способности и возможности и не понимали реальный уровень своей некомпетентности. Они не могли адекватно оценить и тех, кто имел более высокий уровень. Но после того, как с ними проводилось обучение, они, обернувшись назад, видели свой скудный багаж знаний и навыков. Обратная сторона эффекта: люди с высокой компетентностью не способны понять, почему кто-то, имеющий более низкий уровень квалификации, не может выполнить задачу так же легко, как они.
Часто люди не обращают внимания на важность бытовых и межличностных компетенций, ведь определенный уровень знаний и навыков необходим и в отношениях. Они рассчитывают на общую осведомленность. Кому-то кажется, что главное — поставить штамп в паспорте, а дальше все как-то само собой сложится.
«Но отношения — это тоже работа. И мужу, и жене желательно иметь определенные компетенции и, соответственно, уровень компетентности. Люди пытаются действовать интуитивно, сталкиваясь со стрессом или сложной жизненной ситуацией. И если что-то не получается, причину неудачи ищут не в себе и в своей некомпетентности, а во внешних обстоятельствах: или партнер «не тот», или все кругом плохие и завидуют», — считает эксперт.
Важны ли способности?
Каждый человек рождается со своим темпераментом, физическими и когнитивными данными, он воспитывается в определенных условиях в конкретных семьях и культуре, учится в разных школах и вузах. Наконец, есть способности, которые, по мнению некоторых исследователей в области психологии, закладываются в нас генетически и развиваются благодаря среде. Влияют ли способности на уровень компетентности?
«Компетенции — это некий динамический стереотип, набор действий, которые работник с тем или иным качеством осуществляет. Это очень конкретизированные навыки, схема. Например, кассир в Макдональдсе выполняет нехитрые действия, которые требуют отточенности, но не каких-то глубинных знаний. Навыки — это научение. А способности — более широкое русло. Можно иметь способности, но не иметь компетенций».
Более сложные компетенции не видны «невооруженным глазом»
Один из главных теоретиков исследования эффективности менеджеров Дэвид Маклелланд разделял компетенции на два уровня — поверхностные и глубинные. Первые — обучаемые формы поведения, знания и действия, которые приводят к компетентности в узком формате: быстро получил заказ от покупателя, быстро передал на кухню, выдал чек с номером в очереди и переключился на следующего покупателя. Этому легко научить.
Более сложные компетенции не видны «невооруженным глазом», они измеряются специальными тестами и шкалами и проявляются в конкретных ситуациях. Например, склонность к эмпатии или умение вести себя в конфликтах.
«Этому нельзя научить, по крайней мере, не так быстро, как принимать заказ на бургер, — комментирует психотерапевт. — Здесь уже имеют значение особенности личности. Например, айтишник склонен работать с машинами, техникой, программами, а не с людьми. Требовать от него эмпатии сложно, да и вряд ли это так же необходимо в его работе, как базовые профессиональные навыки. Или возьмем тип людей, называемый в психиатрии ананкастный. Они склонны к пунктуальности, обстоятельности. Сортировка бумаг, затачивание карандашей взбесит кого угодно, а им хорошо — они в нирване. Их личные особенности и приобретенные навыки дадут высокую компетентность на этой позиции».
Я знаю, что ничего не знаю
Чем выше уровень компетентности, тем критичнее мы к себе относимся. Как говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
«Демокрит сравнивал знания с шаром. Когда мы знаем мало, то и шар маленький, и поверхность соприкосновения с областью незнания мала, поэтому есть ошибочное представление о собственных знаниях как значительных. Проявляется тот самый эффект Даннинга — Крюгера, когда студент не очень разбирается в предмете, но чуть-чуть послушал, где-то что-то прочитал, ощущает себя всезнающим и безапелляционно выносит суждения. А как у нас все прекрасно разбираются в политике и психологии! Есть люди, которые искренне верят, что они, что-то узнав и поняв про себя, способны учить других разным вещам. При этом они нередко не имеют образования. Но чем больше наш шар, тем больше поверхность, которой мы соприкасаемся с областью незнания».
Есть такое понятие — «Я-концепция». Это некое представление о себе. «У большинства оно позитивное, чтобы в этом сложном мире как-то свести концы с концами, не разрушиться. Люди некритичны к себе, потому что сомнение в себе может стать травматичным, болезненным. Они избегают критики или реагируют на нее неадекватным образом. Негативные оценки могут напоминать им, как в детстве кто-то их обесценивал и критиковал». Отсюда возникают трудности в коммуникациях, выстраивании межличностных отношений. Люди подсознательно боятся что-то открыть, так как это связано с болью. Проще принять свои иллюзии о себе.
Если мы понимаем количество наших белых пятен и критичны к себе, то это хороший симптом. «Критическое мышление позволяет соизмерять объем своих знаний и навыков. И это помогает брать на себя то, что по плечу. У когнитивных психотерапевтов есть такая шутка: человек в реальной ситуации не поднимется до вершин своих ожиданий, а упадет на дно своих навыков».
Упражнение «Когнитивный континуум» помогает избавиться от черно-белого восприятия себя
Но есть и другая крайность: немало тех, кто при больших знаниях и опыте не уверен в своей достаточной компетентности. При том, что все внешние признаки успешной работы налицо. Это так называемый синдромом самозванца, когда человек считает, что он незаслуженно занимает какую-то позицию, что на самом деле он абсолютный ноль. В чем здесь опасность?
«В ограничении: человек не пускает себя в деятельность избыточной критикой к себе. Он «хуже Сидорова, который вон сколько умеет». Он не уверен настолько, что будет блокировать свою жизнедеятельность. В психотерапии мы помогаем таким клиентам сформировать альтернативу, взгляд со стороны — посмотреть на свои привычки, увидеть и затем изменить паттерны. Наращиваем осознание их собственных навыков и компетенций. Повышаем уровень самопринятия, чтобы он разрешил себе действовать, «вышел из норы», — поясняет Дмитрий Ковпак.
Есть инструмент, который можно использовать и самому, без помощи психотерапевта. Упражнение «Когнитивный континуум» помогает избавиться от черно-белого восприятия себя, свойственного «самозванцам». Они либо должны быть гениями и успешными на все 100 %, либо они никто и не имеют права на место в этом мире. Предлагается задать себе вопросы, которые бы помогли включить критическое мышление, изменить свои автоматические мысли. И визуализировать основные «заблуждения» на шкале от 0 % до 100 %. Задаем себе вопрос: если я вообще полный ноль, тогда почему мне платят зарплату? Значит, я что-то делаю? Что именно? И так далее.
Желательно вести дневник, куда стоит записывать проблемные действия и ситуации
«Постепенно, задавая себе безоценочные вопросы, вспоминая и подбирая для ответов факты, которые клиент вытеснял, отрицал и обесценивал, он приходит к выводу, что на самом деле вовсе не хуже Сидорова, а даже в чем-то или во многом компетентнее его. Если сумма баллов немногим больше нуля — это все равно шаг к изменению «Я-концепции». В следующий раз количество баллов еще вырастет».
И желательно вести дневник, рекомендует психотерапевт, куда стоит записывать свои проблемные действия и ситуации, а также предшествующие им мысли. Важно делать это не в голове, а на бумаге. Именно с помощью внешнего носителя и развивается критическое мышление, позволяющее взглянуть на ситуацию со стороны и реалистично.
Выходит, не нужно завышать себе планку?
«Нужна золотая середина. Если ставить слишком высоко, будет апатия и блокировка действий. Если ставить планку сегодняшнего дня, не будет мотивов развития. Нужна постепенная тренировка и стимулирование себя. Задавайте себе задачки на доступном уровне, это и будет, по Выготскому, ближайшая зона развития», — убежден эксперт.
Об эксперте
Дмитрий Ковпак — психотерапевт, председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации.